Печать
Категория: главная
Просмотров: 1304

CompanyofHeroes 2

или

Видеоигры как информационное оружие

Командуйте частями Советской Армии, сражающимися и побеждающими военную машину нацистов. Ведите свои войска к победе в самой жестокой войне в истории от суровой русской зимы 1941 года до самого падения Берлина в 1945 году.

Почувствуйте атмосферу напряжения, героизма и самопожертвования, царившую на Восточном фронте.

Такими словами начинается русская кампания в видеоигре «CompanyofHeroes 2» от канадской студии Relic Entertainment. О том, что собой представляет этот проект, мой материал.

Перед началом повествования я хотел бы предупредить, что буду в основном рассказывать о сюжете. Технически CompanyofHeroes 2 сделана отлично: прекрасная картинка, отличное звуковое сопровождение, игровой процесс на высоте. Большинство игроков отмечает, что без «клюквы» (стереотипных представлений иностранцев о России и Советском Союзе – прим. авт.) игру можно считать лучшей стратегией, посвящённой Второй мировой войне.

Начинается всё, как легко можно догадаться, с ГУЛАГа, год 1952. На станцию НОРИЛСК (именно НОРИЛСК, без мягкого знака) прибывает поезд. В лагере к заключённому – он же главный герой Лев Абра́мович Исакович (хоть не Василий Иванович Козлов, как в другой популярной игре CallofDuty 2) – приходит бывший командир полковник Чуркин. Выясняется, что за свои, скажем так, мемуары Лев Абрамович заслужил несколько смертных приговоров, и жить ему осталось только одну ночь. Чуркин просит Исаковича перед расстрелом рассказать всю правду. С этого начинается первое задание, в котором игрок попадает в Сталинград.

Новобранцы высаживаются на западном берегу Волги. У одного из них нет винтовки, но это не причина не идти в атаку…

И не надоедает чуть ли не в каждых зарубежных фильмах и видеоиграх про Великую Отечественную войну показывать дефицит оружия у Красной Армии в Сталинградской битве. Якобы одному нашему солдату давали патроны, а другому винтовку, и когда один из них погибал, комплект вооружения становился полным.

Я не утверждаю, что такого не было. Более того, я наперёд соглашаюсь со всей хроникой и воспоминаниями ветеранов, коими наверняка меня завалят оппоненты. Однако надо понимать истинные причины, почему так происходило, что винтовки оказывались не у всех. Советская Армия отступала больше года, многие склады с вооружением были потеряны, а заводы, работавшие в три смены, не успевали поставлять на фронт оружие. Из этого не следует, что наши солдаты воевали голыми руками и закидывали врага человеческим мясом. Нет! Говоря конкретно о Сталинградской битве, следует уяснить, что доставка боеприпасов и пополнения осуществлялась под шкальным обстрелом и непрекращающейся бомбардировкой немцев. Естественно, многие баржи во время переправы были потоплены, а с ними тысячи автоматов и винтовок, без которых остались бойцы.

Подобная проблема была не только в нашей стране. Почему-то в видеоиграх никак не освещается то, что окружённые в Бастони американские войска без припасов сдерживали Арденнское наступление Германии. Немцы сбивали транспортные самолёты союзников на подлёте, поэтому янки воевали с пустыми магазинами. Однако этот факт (как и многие другие, о которых я не говорю, чтобы не отнимать время у читателя) не значит, что военная машина Штатов была слабой, а командование бездарным. Я в шоке, но именно такие причины всё чаще можно услышать, когда речь заходит о недостатке стрелкового оружия и патронов под Сталинградом.

…Новобранцы бегут навстречу смертоносному огню и гибнут ежесекундно. По ту сторону в ряд стоят немецкие солдаты, от бедра стреляющие из пулемётов, и танки разных мастей, поражающие советских воинов, словно в тире. Пафосно и бессмысленно.

К концу миссии наши солдаты таки дошли до вокзала. Конечно, когда из всемирно известного фонтана «Детский хоровод» вылез сдающийся в плен немец, его расстреляли красноармейцы. Далее идёт видео с разговором Исаковича и Чуркина.

Исакович: Сталинград. Я помню, как те немцы пытались сдаться, и…

Чуркин: В тот день мы одержали славную победу…

Исакович: Славную?

Последнее слово Исакович восклицает с театральным удивлением. В принципе, на этом моменте можно было бы закрыть игру и удалить её. Покажите мне человека, который считает Сталинградскую битву бесславной, и я плюну ему в лицо. Неудивительно, что Лев Абрамович попал в исправительно-трудовой лагерь. Наверное, канадским разработчикам виднее, какая битва была славной, а какая – нет. Если бы Исакович знал, он бы наверняка сказал, что славными битвами были Мидуэй или Эль-Аламейн, а Сталинград – так, только самоубийственные атаки на пулемёты и расстрелы пленных немцев (шутка).

Вернёмся к игре, которую я не стал удалять, и продолжим прохождение русской кампании. Следующее задание встречает нас таким описанием: «Почти год, до самого Сталинграда, Красной Армии не удавалось достойно ответить вермахту… Мощь блицкрига сметала советские войска, и гренадёры шагали по просторам с жестокой эффективностью. В отчаянии, Сталин пытался остановить наступление на Москву и посылал тысячи людей на смерть, чтобы хотя бы замедлить продвижение врага». Как будто строки из пропагандистских германских листовок. Обратите внимание на ключевые фразы: «мощь блицкрига сметала советские войска», «отчаявшийся Сталин», – уныние и только. Меня, конечно, будут упрекать в том, что цепляюсь к словам. Якобы создатели игры ничего плохого не имели в виду, это всё мои фантазии.

Кроме таких неоднозначных описаний на экране загрузки появляются двусмысленные, вырванные из контекста цитаты. Например, слова маршала Василевского: «Было время, когда я вёл своих солдат в бой, думая, что выполняю свой долг, как русский патриот. Но я понял, что нас обманули, что народу нужен мир… Следовательно, моя военная карьера должна была закончиться». На самом деле фраза не имеет отношения к Великой Отечественной войне. Василевский записал её в мемуарах в 1917 году, когда ещё служил в царской армии.

А вот фразочка Чуркина: «Мы должны замедлить их… но не только ради гражданских, а ради Москвы». С неё мы перейдём ко второму заданию в игре.

Сентябрь 1941, советские войска отступают, в спешке эвакуируют местных жителей и часть оружия. Технику, которую невозможно отвести в тыл, необходимо уничтожить для предотвращения захвата её врагом. Немцы стремительно наступают, поэтому Исаковичу ставят задачу задержать их до окончания эвакуации. На первый взгляд ни за что не зацепишься. А теперь перейдём к подробностям.

Спору нет, зачастую наши солдаты просто бросали танки и пушки, которые и выстрелить ни разу не успевали. Если удавалось, их просто взрывали, что и надо сделать в миссии. Но то, что происходит дальше, разумно объяснить не получается.

Сначала советские сапёры взрывают своих товарищей в домах, где те укрылись. Ладно, ну не знал я, что пригород заминирован, поэтому не успел вывести людей на улицу. Начав сначала, я вовремя приказал покинуть избы, которые зачем-то уничтожили, словно они представляют какую-то ценность для фрицев. Но это ещё не конец. Чуркин кровожадно сообщает: «Мы сожжём этот город дотла!» Теперь игрок должен посредством сапёров, вооружённых огнемётами, сжечь оставшиеся постройки, в том числе деревянную церквушку.

Тут происходит самое интересное. Советские сапёры направляют огненную струю на дом и сжигают его дотла… вместе с выбегающими наружу домочадцами!!! От этого задания нельзя уклониться, иначе не получится пройти игру! После расправы над мирными жителями надо поджечь поля, в которых обороняются советские солдаты (представленные в лице искусственного интеллекта). После того как игрок оставит обугленных, корчащихся в муках товарищей, задача считается выполнена.

Защитники CompanyofHeroes 2 утверждают, что можно избежать жертв, если поджигать дома с определённых сторон, тогда жители смогут покинуть горящий дом. Чтобы не убивать собственных солдат, их нужно отвести от поля, а пехота компьютера-союзника со временем погибнет сама от наступающих немцев. Дескать, игроки тупые и вместе рук у них клешни, поэтому сжигают собственных граждан и однополчан. Однако слишком много «если» надо выполнить, чтобы пройти это задание без преступлений. Определённым образом расставлять огнемётчиков и ждать, пока немцы перебьют союзный отряд пехоты (при том, что на протяжении миссии не один раз нам напоминают, что времени нет, и нужно всё сделать быстро) – это глупо.

Как оправдание действий в игре некоторые отечественные блогеры и обзорщики ссылаются на Приказ №428 «О СОЗДАНИИ СПЕЦИАЛЬНЫХ КОМАНД ПО РАЗРУШЕНИЮ И СЖИГАНИЮ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ В ТЫЛУ НЕМЕЦКО-ФАШИСТСКИХ ВОЙСК». Согласно ему Верховное Главнокомандование принудило советских солдат уничтожать собственные населённые пункты. Ниже выдержка из документа.

«Ставка Верховного Главнокомандования ПРИКАЗЫВАЕТ:

1. Разрушать и сжигать дотла все населённые пункты в тылу немецких войск на расстоянии 40—60 км в глубину от переднего края и на 20—30 км вправо и влево от дорог.

Для уничтожения населённых пунктов в указанном радиусе действия бросить немедленно авиацию, широко использовать артиллерийский и миномётный огонь, команды разведчиков, лыжников и партизанские диверсионные группы, снабженные бутылками с зажигательной смесью, гранатами и подрывными средствами…»

Получается, что правы в RelicEntertainment? Ничуть. Первое, и самое главное, что бросается в глаза – это принятие приказа от 17 ноября 1941 года. В игре же указан сентябрь. Всё лето и до поздней осени наши войска отступали в среднем по 70 километров в день. Никакого смысла поджигать дома и церкви не было. Вермахт был занят преследованием отступающих частей, поэтому только что захваченные нацистами сёла на следующий день были в глубоком тылу. Немцы в большинстве своём в них не квартировались и никак не использовали. Однако через два месяца ситуация изменилась. Под Москвой Красная Армия смогла остановить наступление врага, который вынужден был думать о зимовке в прифронтовых посёлках и городах – ведь декабрь на носу, а к зиме немцы не были подготовлены. Тогда, чтобы выгнать врага на холод, Верховное Главнокомандование приказало уничтожать дома. Однако делать это предписывалось грамотно, тщательно разъясняя исполнителям задачи и значение мероприятий, «при вынужденном отходе наших частей на том или другом участке уводить с собой советское население (курсив мой – С.П.) и обязательно уничтожать все без исключения населённые пункты, чтобы противник не мог их использовать».

Небрежное отношение к документам и привело к тому, что в CompanyofHeroes2 русские поливают огнём собственный народ, а некоторые блогеры оправдывают разработчиков.

Раз уж зашла речь о зиме, то пора перейти к третьей миссии. Передаю слово «героям» видеоигры.

Чуркин: Наша победа в тот день прервала наступление фашистских захватчиков. Мы остановили их, задержали – и они встретились с нашей суровой зимой.

Исакович: Но какой ценой? Вы всегда с готовностью приносили в жертву многих отважных ребят. Неужели их жизни настолько дёшевы? Если «генерал Мороз» и помог нам под Москвой, то только потому, что видел больше немцев, чем русских.

Не стану обвинять Relic в том, что они заслуги нашей армии отдали климату. В описании к заданию сказано, что русские были лучше подготовлены к зиме, поэтому похолодание сыграло на руку Советскому Союзу. Давайте мнение Льва Абрамовича считать его личным.

В этой миссии страсти разработчиков ограничились неправдоподобно холодной осенью. Мценск, октябрь 1941 года, сугробы и мороз. Именно такой представляют себе канадские игроделы середину осени в Орловщине. По их мнению, климат в России настолько суровый, что лёд на реках в октябре выдерживает двадцатитонные Штурмгешютцы! На всякий случай предупреждаю, офис RelicEntertainment находится в Ванкувере, а не в Дубае. Канадцам ли не знать, что климат в их стране и в России не сильно отличается.

Кроме аномальных заморозков обращаю внимание на особенности улучшения Советской Армии в CompanyofHeroes 2. После боя новобранцы становятся экипированными фронтовиками. Затем фронтовики, достаточно повоевав и набравшись опыта, взмахом волшебной палочки превращаются… в штрафников! Вероятно, логика создателей игры такая: рано или поздно каждый советский солдат попадает в штрафбат, что мотивирует его сражаться лучше, чем фронтовики.

Среди прочих советов в игре, выделяется такой: «Не бойтесь жертвовать новобранцами. Советская доктрина считала, что ради достижения тактических или стратегических целей это вполне допустимо». Очень гуманно. Почти так же человечно, как и восклицание виртуального командира, когда игрок вызывает отряд штрафников: «Теперь нам доступны штрафные отряды, используйте этих трусов с умом».

Очень хочется сказать два слова об этом самом виртуальном командире. Всякий раз, когда игроку предстоит сжечь однополчан или расстрелять беженцев (об этом позже), какой-нибудь рядовой робко спрашивает, верно ли солдаты поняли приказ. На что командир с расстановкой (почти по-эстонски) отвечает, что хороший боец не спрашивает, а делает. Или этот голос намеренно звучит дебильно, или перестарался актёр в команде, занимавшейся адаптацией игры для российского рынка (изначально все диалоги и тексты были на английском языке).

После заполярной осени справедливо было бы рассказать о зиме в CompanyofHeroes 2. В четвёртой миссии, которая озаглавлена «Чудесная зима», время действия – январь 1942 года. Пехота на открытой местности в считанные минуты замерзает и погибает. Во второй раз напоминаю потенциальным спорщикам, я не исключаю этого. Зима 1941-1942 годов убила многих. Но не смерть от обморожения стала причиной срыва наступления на Москву. На самом деле мороз больше всего повредил… технике. Подождите кидать в меня камни и читайте дальше. Основная наступательная сила немцев – авиация и танки – вышли из строя, так как в них застыли масло и другие жидкости, отчего запустить двигатели не представлялось возможным. По этой же причине были нарушены поставки продовольствия, тёплого обмундирования и боеприпасов для немецкой армии. Обороняющаяся сторона воевала в таких же условиях, но была лучше подготовлена. Так, перед полётом на советских аэродромах кипятили воду на кострах, чтобы согреть двигатели. Немцы, не имевшие такой радости, как валенки, треухи и шинели, несли ощутимые потери среди личного состава. Разумеется, подготовка не сводилась исключительно к показанным мной случаям, они приведены для иллюстрации.

Вот график изменения температур в Москве с ноября по декабрь 1941 года (источник: http://mosoborona.ru/?p=481). Видно, что мифические -50 градусов по Цельсию были придуманы немецким командованием, чтобы оправдать неудачное наступление на столицу.

Чтобы согреться, мы вновь переместимся в сентябрьский Сталинград в 1942 году. Жар боя будет подогревать Приказ №227 «Ни шагу назад».

«В этом сражении против солдат выступал не только вермахт, но и изданный Сталиным приказ номер 227, в котором войскам запрещалось отступать без приказа высшего командования», – сообщают нам в описании к миссии.

«В Сталинграде нас вёл в бой приказ 227. У солдат не было выбора. Сражайся или умри!» – вспоминает Лев Абрамович. А вот что он думает о приказе, вдохновляя солдат перед сражением. – Враги могут поберечь пули. Мы и сами друг друга перестреляем». Поднимает дух, не правда ли (опять шутка)?

Пройти мимо больного вопроса никак нельзя, поэтому посвятим ему один абзац. Спустя семь десятилетий легко критиковать советских военачальников. Сейчас распространено мнение, что Приказ №227 нанёс больше вреда, нежели пользы. Некоторые «эксперты», в особенности молодые (хотя незачем лукавить, мне самому 20 лет), доказывая бессмысленность приказа, говорят о том, что отступление в нужный момент помогло бы не раз спасти тысячи жизней. Дескать, если бы не злополучный приказ, потери были меньше. Хочу напомнить, что отход советских войск, длившийся в течение года, не спас от уничтожения значительные силы Советского Союза. Более того, такая стратегия позволила вермахту окружить целые армии. В одних только «котлах» под Брянском и Вязьмой, согласно Льву Лопуховскому, безвозвратные потери Красной Армии превысили 380 тысяч человек, в плен попало свыше 600 тысяч. Так что отступление лишь способствовало росту потерь. Да и куда отходить в Сталинграде? В Волгу? В страхе человек может сломя голову попытаться переплыть реку – и погибнет. Представим, что Советской Армии удалось бы покинуть город без потерь. А дальше что? Сидеть на восточном берегу и ждать немецкого штурма, чтобы вновь отойти? И куда, до Урала? Тысячи километров Родины и так были отданы врагу, поэтому Иосиф Сталин принял радикальное, но эффективное решение. Им стал Приказ №227.

Я не стану рассказывать подробности расстрела бегущих красноармейцев. А вот пройти мимо одного казуса не смогу. В шестом задании (Сталинград, октябрь 1942) Исакович с бойцами ищет вражеские секретные карты и документы. Когда он находит их, по нему стреляет Panzerkampfwagen VI «Tiger». Впервые эти танки были применены под Ленинградом 29 августа 1942 года. Есть незаслуживающие доверия упоминания про встречу с «Тиграми» во время операции «Уран» (ноябрь 1942 – февраль 1943). Массовое использование «Тигров» произошло на Курской дуге летом 1943 года. Фантазия разработчиков не знает границ.

И снова я слышу гул недовольных голосов: «В советских фильмах про Великую Отечественную войну фанерные «Тигры» используются во все года во всех сражениях». Отвечаю: «Кинематограф тех лет не мог создать большое количество точных копий немецких танков, поэтому режиссёры гоняют из кадра в кадр несколько переделанных машин, напоминающих «Тигр». Его образ был выбран как самый узнаваемый танк вермахта. Что касается CompanyofHeroes 2, то в ней используется хвалёный графический движок, который может с точностью воспроизвести любую технику. Появление в Сталинграде PanzerVI связано с незнанием в RelicEntertainment истории». Впрочем, отход от достоверности в видеоиграх сплошь и рядом.

Вернёмся к заданию. Исаковича придавило обломками здания, рядовые самостоятельно принимают решение спасти своего командира. Миссия успешно завершена, и солдаты приводят Льва Абрамовича в штаб. Само собой, одного рядового за проявленную инициативу убили на месте, а других расстреляют на следующий день. Вот как в Советской Армии, по мнению создателей CompanyofHeroes 2, награждают за подвиг.

Исакович «плохо влияет на солдат», его отправляют в Москву лечиться, а нам предстоит познакомиться с новым «героем». Знакомьтесь, сержант Пожарский. Он расскажет о боях под Ленинградом. В этот раз RelicEntertainment схалтурил, две миссии подряд нет расстрелов, Советская Армия действует без колоссальных потерь и полковник Чуркин не читает проповеди.

В девятом задании мы возвращаемся к Исаковичу, который решил стать военным корреспондентом, «проклинать нацистов и прославлять идеалы коммунизма», как сказано в описании к миссии. А ещё «Чуркин приказал, чтобы в его записях не было критики существующего строя». Здесь же мы видим ещё одну цитату.

«Если мы придём к минному полю, наша пехота будет атаковать так, будто этого поля там нет», – генерал Красной Армии Георгий Жуков.

Я не стал гадать, что нам хотел сказать командующий, вернее, что хотели его словами сказать разработчики игры. Гораздо больше моё внимание привлекла реплика Исаковича: «Вы хотели, чтобы мои слова вдохновляли солдат. Но куда бы я не смотрел, я не видел ничего вдохновляющего, кроме храбрости наших людей». Блин, и не поспоришь! Меня бы точно не вдохновило описание того, как в окопах вычёсывают вшей или мучаются от дизентерии… Пусть читатель простит мне занудство, я придираюсь.

Десятая миссия начинается в Люблине, июль 1944 года. Заботливые разработчики снова напоминают нам о том, что пять лет назад Гитлер и Сталин сговорились и напали на Польшу. Спасибо, я не забыл. А вчерашние союзники помнят мюнхенские заигрывания с фюрером? Тогда они отказались от сотрудничества с Советским Союзом и предпочли лизнуть одно место нацистской Германии – так велик был их страх перед призраком коммунизма.

Итак, части нашей армии освобождают Люблин, заодно Майданек. Суть миссии в том, чтобы пробиться в замок, где держат в плену советских солдат. Твердыню взяли, но немцы убили пленников раньше.

Сразу перейти к другому заданию я не могу, потому что радетельные создатели CompanyofHeroes 2 сообщают игроку, как Красная Армия отказалась помочь Варшавскому восстанию.

Существует две версии произошедшего. Первая была создана поляками и поддержана в Западной Европе и США: Сталин намеренно приостановил наступление на Варшаву, в результате восставшие были разбиты. И вторая версия, официально принятая в СССР: наступление на Варшаву сорвалось из-за сопротивления противника и проблем с коммуникациями.

Обсуждение русско-польских отношений предмет отдельный статьи. Не стану расширять эту тему и углубляться в историю, желая узнать, кто больше виноват (так и до 1612 года можно дойти). Мнения сторон подробно изложены во многих изданиях, доступ к ним в интернете свободный. Я лишь вкратце коснусь обстоятельств Варшавского восстания.

Неоспоримые утверждения, с которыми согласны все стороны, я приведу в виде тезисов.

  1. Армия Крайова враждебно относилась к СССР.

Правительство Польши в изгнании, памятуя об аннексии западных областей Украины и Белоруссии в 1939 году, считало Советский Союз таким же врагом, как и Третий рейх. В 1943 году для Армии Крайова была разработана инструкция на случай несанкционированного вторжения СССР на территорию Польши (первоисточник не нашёл, копия на русском языке взята из Википедии, та в свою очередь из работы Jerzy Kirchmayer. Powstanie Warszawskie. Warszawa, Wydawnictwo Książka i Wiedza, 1959):

«Польское правительство направляет протест Объединённым нациям против нарушения польского суверенитета — вследствие вступления Советов на территорию Польши без согласования с польским правительством — одновременно заявляя, что страна с Советами взаимодействовать не будет. Правительство одновременно предостерегает, что в случае ареста представителей подпольного движения и каких-либо репрессий против польских граждан подпольные организации перейдут к самообороне».

Теперь давайте порассуждаем. Польша, утратившая независимость, чьё правительство было в Лондоне, протестовала и угрожала освобождавшему её Советскому Союзу! Ай, Моська! Знать, она сильна, что лает на слона.

С приближением Красной Армии к границам Польши на её территории активизировалось партизанское движение как левого, так и национального характера. Опираясь на них, Польское подпольное государство планировало выбить германские силы из Варшавы. По плану в результате к власти приходит эмигрантское правительство, коммунистические организации теряют контроль над Польшей, и СССР не может навязывать свою волю.

Поляки почему-то забыли про полумиллионную группировку нацистов, с которой как раз сражались Советы, и которая никуда не собиралась уходить после возвращения из эмиграции правительства. Кроме того, Польша имела виды на западные области Украины и Белоруссии и всерьёз рассматривала возможность их присоединения. Так что если Иосиф Сталин намеренно оставил Варшаву на произвол судьбы, у него были весомые политические причины.

2.       Организация Варшавского восстания осуществлялась без согласования с советской стороной.

Армия Крайова планировала провести восстание и привести своё правительство до фактического занятия частями Красной Армии столицы. Тем самым подчёркивалась независимость от СССР. Не предупреждая о своих намерениях союзников, Польское правительство в изгнании надеялось с их помощью взять под контроль Варшаву.

2-я танковая армия находилась недалеко, но прорваться в город не смогла, встретив отпор немцев. Однако слухи о том, что русские приближаются к Варшаве, подстегнули руководителя восстания Тадеуша Коморовского 1 августа начать операцию «Буря».

Советское руководство узнало о восстании постфактум. Позднее Сталин сказал: «Нас не спросили... не посоветовались с нами. Если бы нас спросили, мы бы не дали совета восставать. Красная Армия, которая овладела не одним крупным городом в ходе наступления, никогда не брала больших городов, подобных Варшаве, лобовым ударом. И мы никогда не призывали население наших больших городов к восстанию. Варшаву в лоб нельзя было взять, т.к. она находится на высоком левом берегу Вислы. Брать Варшаву в лоб – значит разрушить город артиллерией и понести при этом ненужные жертвы. Здесь создалось положение, аналогичное с Киевом... Мы Киева в лоб не брали. Мы взяли его обходом. Мы и Варшаву хотели взять обходным маневром, но к такой операции нам нужна была серьёзная подготовка. Нужно было подтянуть минимум 40 дивизий, много боеприпасов и продовольствия... Нужно было время. Вот почему Красная Армия временно задержалась у стен Варшавы».

  1. Наступление Красной Армии было приостановлено в первые дни восстания.

Не совсем верное утверждение. Относительно предыдущих месяцев советские войска замедлили продвижение, сходу преодолеть Варшавский укрепрайон не получилось. Однако на протяжении всего восстания Красная Армия не прекращала боестолкновений с германскими вооружёнными силами, вела бои местного значения под польской столицей. Замедление было вызвано и тем фактором, что коммуникации РК КА растянулись.

С 13 сентября Советский Союз оказывал поддержку восставшим, им сбрасывались провиант, оружие и боеприпасы, но было поздно. Следует отметить, что Великобритания, несмотря на отказ ранее помогать варшавянам, также поддерживала восставших. Соединённые Штаты содействия не оказывали.

2 октября восставшие сдались. Больше 200 тысяч человек, большинство мирные жители, погибли. Взять Варшаву удалось лишь 17 января 1945 года.

Сегодня поляки вину за поражение восстания в первую очередь перекладывают на Сталина, во вторую – на западных союзников. Очень удобная позиция.

Итак, в Польше была сложная военная и политическая обстановка. Утверждать что-либо однозначно, как в CompanyofHeroes 2, нельзя. Многочисленные подпольные демократические, националистические и социалистические организации имели разные цели, поэтому сотрудничали с одной стороной и враждовали с другой. Например, Армия Крайова, поддерживаемая Великобританией и США, оказывала открытое сопротивление советским войскам, в то время как Армия Людова действовала под протекцией Москвы. Тем не менее всех их связывало желание освободить Польшу от Третьего рейха.

Вернёмсяк Company of Heroes 2. В одиннадцатой миссии игрок командует польскими партизанами, которые должны достать информатора (нашивка РОА выдаёт в нём «власовца») для Пожарского. За оказанное содействие Красная Армия обещала полякам припасы. Задание выполнено, однако вместо патронов для Варшавы партизаны получают пули в спины от советских солдат. «Красная Армия умеет заботиться о друзьях», – говорит Пожарский и демонстративно делает контрольный выстрел в голову Анне – предводителю партизанского отряда. Без комментариев.

Двенадцатая миссия повествует о штурме Познани, куда попадает штрафник Исакович. Да-да, наш «правдолюб» достал Чуркина своими заметками с фронта, и тот отправил его в штрафной батальон в 8-ю гвардейскую армию. Ничего интересного (наматывание немецких детей на гусеницы танков, поедание трупов комиссарами и т.д., и т.п.) здесь нет, пора перейти к предпоследнему тринадцатому заданию.

«Красная Армия оставляла после себя разорённые и беззащитные города и деревни. В Хальбе Исакович видел истребление немецкой армии, пытавшейся выйти из окружения».

Читаю и не могу понять: кто в этой игре нацисты?

В миссии советские войска окружают Хальбе и добивают отступающие части вермахта. Среди бегущих из города есть и гражданские лица. Некоторые из них – это переодетые фрицы, другие – безоружные беженцы. Все они помечены как враги, оттого советские отряды автоматически открывают огонь по всем. Не хочу навязывать читателю своё мнение и предлагаю ему на выбор две версии:

  1. Немецкие солдаты умышленно прикрываются гражданскими, чтобы проскочить мимо красноармейцев.
  2. Мирные жители, покидающие Хальбе становятся жертвами советского приказа «никого не выпускать из города».

В любом случае бойцы игрока их расстреляют, так как поступить иначе игровая механика не позволяет.

В конце Исакович объясняет, что «они умирали тысячами ради шанса сдаться американцам. Но командованию было важно быстрее дойти до Берлина. Если б не их гордость, многие остались бы в живых».

Из диалога наших «героев» мы узнаём, что стремительное наступление на Берлин есть не что иное, как желание Сталина опередить союзников. Ну конечно! Красная Армия виновата в том, что замедлила наступление под Варшавой, и в том, что усилила натиск в Германии. Советскому прошлому трудно угодить заокеанским игроделам. От себя добавлю, что не амбиции Сталина были главной причиной быстрого продвижения войск, а стратегическая необходимость. Развив наступление, важно сохранять его темпы. Замедление даст противнику время создать оборонительные рубежи, что показал опыт Первой мировой войны. Тогда осторожная «окопная» стратегия привела к колоссальным потерям.

Наконец, Берлин взят, игра пройдена. Почти. Осталось финальное видео с Исаковичем и Чуркиным. Я полностью привожу весь финальный диалог.

Исакович: Миллионы погибли ради этого флага. Ирония в том, что с тех пор как Гитлер пришёл к власти, Рейхстагом не пользовались. Столько жертв ради фотографии. Я пытался жить с этими воспоминаниями, со своими записями. Но они преследовали меня по ночам. Больше года я не мог спать. И тогда я понял, что ради этих ребят, ради солдат правда должна стать известна. И я попытался бежать…

Чуркин: Когда я узнал о вашем предательстве, то лично подписал приказ об отправке в ГУЛАГ.

Исакович: Я слышал, что во время войны первой гибнет правда. В этой книги каждое слово – правда, товарищ. Люди, которые бесстрашно сражались, их подвиги… всё это там. Наша победа просто стала началом иной тирании. Я уже давно примирился с истиной. Если за это я должен умереть, пусть так оно и будет.

Чуркин: Мы все пожнём, что посеяли.

В камеру заходит палач и зачитывает приговор Исаковичу. Последний зажмуривается, и раздаётся выстрел. Чуркин застрелил исполняющего приговор.

Чуркин: Вам лучше уйти.

Играет скрипка. Исакович хватает записи и выбегает из барака в зимнюю ночь. За спиной раздаётся ещё один выстрел – это застрелился Чуркин. Его слова звучат в голове Льва Абрамовича, бегущего по Сибири: «Товарищ Исакович, мне прислали вашу книгу сразу после вашего ареста. Должен признаться, я не открывал её до того дня, как понял, что следующей сталинской чистки мне не пережить. Я отдал всю свою жизнь Родине, и сейчас у меня остался перед ней один последний долг. Я заслужил пулю, но, по крайней мере, я могу выбрать, какую. Поэтому предпочту вашу – правда о наших отважных ребятах должна быть известна».

На фоне ГУЛАГа появляются титры. Конец игры.

Теперь я расскажу о том, почему я потратил на эту компьютерную игру месяц бессонных ночей.

«Мало кто об этом знает (курсив мой – С. П.), но 13 из 15 самых кровавых битв Второй мировой произошли именно на Восточном фронте», – рассказывает аниматор Бретт Паскаль в дневниках разработчиков Company of Heroes 2. По замыслу создателей, новая игра должна была отличаться от первой CompanyofHeroes, помимо технологических нововведений, правдивым (курсив мой – С. П.) отображением истории Великой Отечественной войны. Предсказуемо, что фанаты старой стратегии от Relic (и ваш покорный слуга тоже) с нетерпением ждали очередной шедевр. Ведь канадская компания справедливо считалась законодательницей видеоигр в жанре реальная стратегия.

Company of Heroes 2 вышлавиюне 2013 года. Почти сразу же стали выходить обзоры компьютерной игры. Спустя месяц Евгений Баженов BadComedian выложил в YouTube смертный приговор для CompanyofHeroes 2. Он разнёс в пух и прах видеоигру вместе с людьми её делавшими. Масла в огонь подлили средства массовой информации. И вот кульминация: в Сети стали собирать подписи против продажи CompanyofHeroes 2 на территории России и стран СНГ. Дистрибьютор игры «1С-СофтКлаб» прекратила поставку нашумевшего продукта. Однако любой желающий до сих пор может приобрести CompanyofHeroes 2 в интернет-магазинах, в частности в Steam.

После запрета продажи скандал не утих, не сразу. Обзорщики, блогеры и журналисты разделились на три лагеря:

  1. «Патриоты». Они убеждены, что видеоигра перевирает отечественную историю, ей не место в этом мире. Патриотов, а также тех, кто с ними в общем согласен, оказалось большинство. Понятно, что лишь малая часть подобно Евгению Баженову выступила с критикой более-менее претендующей на конструктивность. Как правило, комментарий к игре выражается в «тупые пиндосы» и пр.
  2. «Равнодушные». Представителей этой фракции занимают весомую долю на форумах, посвящённых CompanyHeroesLenta.ru, она оценивает CompanyHeroes 2 как очередную порцию советских стереотипов. По её мнению, нам пора привыкнуть к такому отношению за рубежом. Госпожа Вайнер опасается, что создан прецедент, который в будущем позволит недовольным патриотам расправляться с неугодными продуктами. Не могу с ней согласиться, так как считаю, что люди просто выразили свою гражданскую позицию, и ничего страшного в этом нет. Наш народ уже привык к «клюкве», поэтому фильмы и игры с участием русских воспринимаются как шарж. Например серпасто-молоткастые топтыгины и гимн страны «Столица, водка, советский медведь наш!» в видеоигре RedAlert вызывают незлобивую улыбку. Однако CompanyHeroes 2 к ним не относится – чересчур серьёзно подаётся «правдивая» история нашей истории (простите за тавтологию). Ещё один представитель – популярный обзорщик Илья Maddyson– говорит, что нужно жить сегодняшним днём, не заниматься ерундой и не собирать всякие там петиции (цитата не приводится дословно по причине низкой языковой культуры Мэддисона). Ему мне нечего ответить.
  3. «Правдолюбы». Всё, что показано в игре, было на самом деле, нам должно быть стыдно перед Relic. Эта группа весьма многочисленна, на некоторых форумах соотношение их и противников игры один к одному, а кое-где они правят бал. На вооружении «правдолюбов» документы и мемуары, которыми они затыкают рот всякому, кто посмеет утверждать, что советские солдаты сражались за мир во всём мире. С невероятной дотошностью (спасибо моим «учителям», свою статью я писал по их методу) они перебирают хронику, выискивают отвратительные моменты нашего прошлого, а затем, довольные, тычут в глаза оппонентам: «Видали?! Всё так и было!»

В третий и последний раз сообщаю сторонникам игры: я не отрицаю, что эпизоды, показанные в игре, никогда не существовали. Среди многомиллионной Советской Армии нашлось бы два десятка недоумков, способных по прихоти расстрелять собственных товарищей и сжечь огнемётом селян. Но эти случаи не были повсеместными и жёстко наказывались. «Правдолюбы» не видят главного. На протяжении всей видеоигры русские убивают, сжигают и разрушают. Где героизм, о котором нам говорят в начале советской кампании? Мне возразят: в игре несколько раз попадаются задания типа «помочь в эвакуации жителей квартала», «спасти пленных польских партизан» и другие. Настоящими героями защитники CompanyofHeroes 2 считают рядовых солдат (вроде Юры, вытащившего из-под обломков Исаковича и застреленного за это комиссаром) и самого Льва Абрамовича, бросившего вызов советскому режиму. Не смущает их то, что на 90% русские в игре старше рядового – циничные убийцы. Я не против, чтобы показывали всю правду о той войне, освещали тёмные места нашего прошлого. Однако нельзя затенять ими тысячи подвигов наших бойцов. В CompanyofHeroes 2 показали, как русские расстреливают бегущих из Хальбе горожан, но не показали, как Николай Масалов, жертвуя собой, спас немецкую девочку; рассказали, какой жестокий был советский режим, но не сказали, что нацизм мечтал истребить половину человечества. Кстати о нацистах. В игре они ведут себя благороднее. Их преступления можно перечислить по пальцам: сам факт войны против СССР; убийство пленных солдат в Познани; тела убитых советских медсестёр и сельских жителей в ночном польском лесу. Честно говоря, я не занимался рассматриванием трупов – каюсь, моя вина. Вместо этого я обратил внимание на знаки отличия на советской бронетехнике. Почему-то на танках и машинах нарисованы серпы с молотами, либо белые звёзды, похожие на знаки отличия американской армии. Как правило, маркировку не наносили (исключение авиация), поскольку тратить краску и время на машины, у которых средняя продолжительность жизни на войне месяц, бесполезно. Немецкую и отечественную боевую технику может спутать, пожалуй, корейская первоклассница. Думается, что для такой аудитории, неспособной отличить Opel Blitz от ЗиС-5, и создавалась игра. И вновь я придираюсь.

Парадокс, но в первой CompanyofHeroes, немцы показаны как простые парни, сражающиеся за фатерлянд. И ни слова о нацистском режиме! CompanyofHeroesс уважением показала и союзников, и Германию.

В исторических стратегических видеоиграх есть негласное правило представлять враждующие стороны без политических предрассудков. CompanyofHeroes 2 нарушает законы жанра, причём делает это наизнанку: нацистская Германия терроризируется Советским Союзом. В нашей стране есть яркий пример стратегии с безоценочной подачей фактов. Речь идёт о компьютерной игре Блицкриг, созданной в 2003 году. Хотя она сделана отечественной студией Nival Interactive, в ней рассказывается о германском командующем Эрвине Роммеле и его солдатах. Российским игроделам удалось показать не стереотипное представление о немцах как о насильниках, а продемонстрировать доблесть и умение воевать нашего противника. К слову, якобы новая система обзора TrueSightв CompanyofHeroes 2 (суть её в том, что нельзя видеть того, что происходит за препятствиями) была реализована ещё в древней игре Блицкриг. Прошу простить, это была последняя придирка.

В 2013 году корпорация THQ (в нулевых с их эффектной заставки начинались многие голливудские фильмы и мультики), в составе которой находилась RelicEntertainment, обанкротилась. Её растащили по кускам другие компании, а Relicдосталась гиганту Sega. Некоторые эксперты убеждены, что Сега и повлияла на сценарий CompanyofHeroes 2. В любом случае компания была в курсе, что готовит студия Relic. Забавно, что Sega выпускала и выпускает серию первоклассных исторических видеоигр TotalWar. В них игрок окунается в мир средневековой Европы, эпоху феодальной Японии, Наполеоновские войны и Древний Рим. Никакой идеологии, полная, насколько это возможно в видеоиграх, историческая достоверность. И вдруг Segaвыпускает новый продукт, посвящённый Великой Отечественной войне… А дальше вы знаете.

«Клюквенный» сюжет был выбран не случайно, что бы ни говорили защитники игры. На Западе есть спрос на русских, как тупых и жестоких варваров. И пусть CompanyofHeroes 2 потеряла российский рынок, она с лихвой окупилась в других  странах, где хлебом не корми, дай камрадов расстрелять. Доход от предзаказа игры составил $ 1 345 301, сколько миллионов заработали разработчики на сегодняшний день и сколько копий продано – неизвестно.

Я не собирался освещать эту тему. Игра вышла два года назад, казалось бы, всё уже сказано. Но вот осенью 2014 года вышло дополнение под названием Company of Heroes 2: Ardennes assault. В нём игрок на стороне американцев принимает участие в Арденнском сражении, проходившем в декабре 1944 – январе 1945. Вот это меня и привлекло. Зная о стремлении разработчиков показать «правду» в оригинальной игре, я надеялся одним глазком посмотреть, как канадцы сделают сюжет о союзниках, т.е. о самих себе.

Устанавливать игру мне не хотелось, поэтому я ждал появления в интернете рецензий. Те, кто уже ознакомились с Ardennes assault, рассказывали о геймплее и нововведениях, но меня это интересовало в последнюю очередь. Я долго ждал, когда выйдет политический обзор на игру. Ждал напрасно. Нет, конечно, про сюжет говорили, сравнивали с оригинальной CompanyofHeroes 2. Отзывы были хорошие и об американской кампании, и о советской. Думаю, других точек зрения нет, потому что противники игры не захотели вновь расшатывать собственную психику и проигнорировали дополнение.

Мне нервы не жалко, поэтому я установил полную версию игры и разом прошёл все кампании.

Чуда не случилось. Разработчики не стали показывать всю «правду». Дополнение вышло на идейном уровне почти таким же, как и первая CompanyofHeroes. Чтобы стало ясно, приведу первые слова в игре:

«Начав с крохотного плацдарма в Нормандии, захваченного в июне 1944, Союзные войска развернули фронт, который протянулся через всю Европу. Они наступали вглубь вражеской территории, одерживая победу за победой и освобождая миллионы людей».

…и финальные:

«В последней отчаянной попытке немецкое командование бросило на Союзников все доступные на тот момент силы. Это оказалось роковой ошибкой. Отчаянно сражаясь, американцы сокрушили боевой дух врага и подготовили почву для контрнаступления, позволившего выбить немецкие войска из региона. Тем временем Красная Армия нанесла мощный удар с востока. После разгрома на западе стало ясно (курсив мой – С. П.), что дни Рейха сочтены (после Сталинграда, Курска и Десяти сталинских ударов в Америке было ещё не ясно, что ход войны изменился J). Теперь войскам оставалось захватить только саму Германию».

Короче говоря, Ardennes assault повествует о мужестве американских солдат, самоотверженно сражающихся ради свободной Европы. Они «надирают задницы краутам», «связавшимся с третьим поколением Эдвардсов» (цитаты из игры). Что, в общем-то, верно. Вот только ни бомбардировки мирного населения, ни пьяные выходки янки (война в Италии и Франции явно не располагала к трезвому образу жизни), ни превращённые в бордели танки, в которых американцы за банку кофе лишали девственности пятнадцатилетних немок, ни многие другие случаи, которые имели место в реальности, не были показаны в видеоигре. Где же та «правда», которую хотели нам рассказать?

Мы подходим к финишной прямой, читатель. Позиция канадцев по части сюжета понятна: они плечом к плечу сражались с Армией США. Хотя говорить про исключительную роль канадцев в создании патриотического скандала в России не стоит. Студии, в которых создаются видеоигры, космополитичны.

Не подумайте, что обвиняю разработчиков игры в том, что дополнение Ardennes assault в большинстве своём показано в розовых тонах. Я сам сторонник подхода, в котором, как было сказано ранее, противники в видеоиграх представлены без стереотипного представления. Но раз вы – я обращаюсь к сотрудникам Relic – в советской кампании наковыряли преступлений, то, будьте добры, и себя покажите как есть. Мне невдомёк, почему Армия США, состоящая из наёмников, воюющих за деньги, и зеков, мотающих срок на фронте, могла вести себя благороднее и сражаться с бо́льшим патриотизмом за океаном, чем советские призывники на родной земле.

Поскольку моя статья претендует на какую-никакую, а всё же справедливость, было бы неприлично не рассказать о почти незаметных в Ardennes assault попыточках показать «правду».

Во всей серии игр CompanyofHeroes в затишье перед боем можно услышать, как солдаты рассказывают байки. По пунктам перечислю, на что виртуальные рядовые американцы открывают глаза игроку:

  1. Нецензурная брань в адрес генерала Паттона, который ввёл штрафы для солдат.
  2. Удивление по поводу найденных на захваченных немецких складах новеньких американских грузовиков (намёк на то, что промышленники США одной рукой воевали с Германией, а другой снабжали её оружием).
  3. Рассуждения об огромной стоимости военных заказов, на которых наживался капитал Америки.

И всё? И всё. Скромность разработчиков умиляет.

Можно было бы бесконечно рассуждать о достоверности CompanyofHeroes 2, полемизировать с её сторонниками. Однако пора подвести итоги. Весь этот спор о «правде» бессмысленный, потому что канадцы показали союзников – себя – благородными освободителями. Они с самого начала не думали об объективности. Почему это непонятно защитникам игры, перед глазами которых была первая CompanyofHeroes, не знаю. Мне неведомо, почему умолкли все яростные «правдолюбы», когда вышло дополнение Ardennes assault. Не заметили? Или они искренне верят, что американцы были все до одного героями, в отличие от наших предков?

CompanyofHeroes 2 получила высокие оценки как в России, так и за рубежом. Например, Metacritic присвоил игре рейтинг в 80 баллов из 100 на основании отзывов 82 профессиональных критиков. Она хорошо продаётся, во всём мире игра заслужила звание одной из лучших стратегий в реальном времени (объяснять почему, я думаю, не стоит).

Наивно воспринимать CompanyofHeroes 2 как обычное развлечение для школьников (ограничение 18+ не остановит перед такой привлекательной игрушкой). Я не сторонник всемирного заговора против России, но и очевидное отрицать не могу. Когда за рубежом речь заходит о нашей стране, о ней часто говорят либо плохо, либо ничего. И хотя сюжет в компьютерной игре был обоснован коммерческими целями, пропаганду не нужно исключать.

Меня могут называть ватником и совком, но дело тут не в политических убеждениях, поверьте. Просто одним личностям нет покоя от того, что советский народ сражался за свободу всего мира и спас от истребления целые нации. Они ищут подвох, потому что не верят в советские идеалы. А не верят потому, что сами не способны сражаться и умирать так, как это делали их прадеды. Они сами признаются, что более сочувствуют иностранной компании, которая потеряла деньги из-за «неблагодарных» россиян. Для этих людей всегда заграница будет лучше отчизны, а взгляды иностранные ближе родной истины.

CompanyofHeroes 2 показала в разрезе мышление современной молодёжи. Да, большинство игроков не приняли игру. Они поплевались, написали на каком-нибудь форуме комментарий из разряда «деды воевали, а вы тут продаётесь Америке» и… забыли. А тысячи людей согласились с игровой «правдой».

Игра продаётся. В неё играют. Ей верят.