Поиск  

Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Метки
   
Статьи и обзоры nachodki.ru

Уважаемые участники, по ряду причин данные работы были рассмотрены в начале февраля. Произведения прошли во второй тур конкурса

Измайлова Людмила

                          Учителю надо впитать целое море света

 

                                                      « Чтобы дать ученику искорку знаний, учителю надо впитать целое море света».

                                                                                                     (В. Сухомлинский).

Само слово - Учитель, само понятие призывает к святости, душой и помыслами быть чище, светлее, сеять доброе и вечное. Ведь мы педагоги работаем с самым дорогим и ценным богатством, что у нас есть на земле. Это наши дети, а будущее наших детей доверено нам. Наверное, поэтому профессия учителя – святая и очень ответственная.

Все люди родом из детства, родом из школы. Школа нас выучила и выпустила в жизнь. В каком бы возрасте человек ни был, он всегда помнит свою родную школу и своих учителей. Моей первой учительницей была моя мама. Ветеран педагогического труда, более сорока лет учила сельских ребятишек грамоте. В первом классе, склоняясь над каждым учеником, мама терпеливо показывала, как держать ручку, как правильно написать букву. Были первые шаги, первые успехи, и радость, и гордость за своих учеников.

Профессия учителя требует много сил, отдачи, колоссальной энергии и терпения. Помню, как до поздней ночи, при свете лампы мама проверяла тетради, составляла планы, готовилась к урокам. А ещё приходилось уделять внимание семье, нам, тогда ещё маленьким детям. Она очень любила свою профессию и хотела, чтобы я пошла по её стопам. В жизни, так и получилось, хотя по профессии журналист, связала свою жизнь с педагогической деятельностью. Профессиональные навыки журналиста помогают мне в общении с детьми: учить, воспитывать, раскрыть потенциал ребёнка. Любовь, понимание, уважение - эти важные критерии, которые всегда должны присутствовать. Педагог призван « сеять, разумное, доброе, вечное, чтобы оно отозвалось через годы добрым словом, тёплыми воспоминаниями и достижениями твоих воспитанников. Любой ученик талантлив, если приложить усилия педагогу. В этом я убедилась. Многие ребята показали блестящие результаты в научно - практических конференциях, стали победителями и  призёрами городских, региональных и российских конкурсов и НПК.

Мы сотрудничаем с поэтами, писателями, интересными людьми нашего города. Об этом свидетельствует специальный выпуск « Лицейского вестника», который был посвящен творчеству писателя Валентина Григорьевича Распутина. Работая над газетой, мы провели различные встречи с друзьями, однокурсниками писателя, организовали в лицее клуб чтения «Читаем Распутина», участвовали на площадке Иркутского драмтеатра в создании видеокниги «Прощание с Матёрой», посетили выставки в музее Валентина Распутина.              

   Чтобы человек успешно социализировался в обществе, важно не только дать образование,   но и развить, сохранить душевное богатство, передать своему ученику лучшие идеи, чтобы они стали личностями мыслящими, самостоятельными, интеллектуально-развитыми, востребованными.

Воспитание - это процесс, отдалённый во времени, результаты которого скажутся позже. Посеешь доброе, значит - урожай будет добрым. Каждый учитель, который сегодня работает в современной школе, работает на будущее и в ответе за это будущее. И особенно повезёт тому, кому встретился в жизни учитель, который дал знания, зажёг искорку любви, дал направление и путёвку в жизнь. Благородство учителя непременно отзовётся в сердцах его учеников. Учитель должен быть образцом, эталоном мудрости, требовательным и справедливым, честным и понимающим. Как сказал Лев Николаевич Толстой: «Хорошему учителю важно иметь два качества - большое сердце и большие знания».

_________________________________________________

Буга Максим

Наша природа

 

Вы спросите, какая здесь природа?

Я вам отвечу: "Чудо! Красота!"

Пусть не всегда прекрасная погода,

И вечная под нами мерзлота.

Но в тундре летом ели зеленеют,

И мягкий мох подушкой под ногой,

А во дворе ромашечки белеют,

И одуванчики желтеют чередой.

Да, в августе грибы мы собираем,

А в сентябре за ягодой пойдём!

И допоздна по тундре мы гуляем,

Вдруг что-нибудь ещё в лесу найдем!

Здесь даже можно рыбкой угоститься,

У нас в реке есть щёкур и муксун,

А в Ево-Яхе ёрш крутой резвится,

Со мной играет северный шалун.

Вы спросите, какая здесь природа?

Мне нравится по тундре тут бродить!

Пусть не всегда прекрасная погода,

Но, как же край наш этот не любить!

___________________________________________________

Кенжесова Диана

Здоровый образ жизни

 

Новая "болезнь" одолела всех:

Сутками ребята в телефонах,

А учеба? Радость и успех?

Даже свет задумался в плафонах!

Занемело тело, портятся глаза,

Лишний вес откуда появился?

С телефоном спорить ведь нельзя,

Мозг от напряженья задымился.

Здесь же приключения, друзья,

А здоровье? Думать надо с детства!

В гаджетах гопаться лучше? Да!,

И зачем искать другие средства?

Свежий воздух, игры и вода,

Спорт, бассейн, кружки и обученье,

Вкусная здоровая еда-

Это ведь не жизнь! Одно мученье!

___________________________________________________

Фоменко Артур

День Севера

Зима злится и сердится,

К ней спокойная весна

Уже солнышком стучится

Теплотой своей горда .

Все разрушила преграды,

Что построила зима,

Принесла и нам подарки -

Круг весёлого блина.

Мы на празднике сегодня,

У гигантского столба

Водят люди хороводы,

И сжигают чучела.

Угощения на выбор:

Рыба всякая, икра,

В чуме чаем угощают,

А на улице игра.

Я немного поборолся,

И по нартам поскакал,

Выбирая обереги,

Чуть по рынку погулял.

А на утро я проснулся -

Вся семья уж за столом

Потянулся, улыбнулся,

Эй, оставьте мне блинов!

_________________________________________

Имамгусейнов Самир

           Северное солнце

 

На севере солнце совсем не такое

На севере солнце как будто другое.

Оно ненадолго на небо выходит

Чуть-чуть постоит и обратно уходит.

Оно не печёт и не греет совсем,

Хотя и холодное, нравится всем!

Ведь мы его редко здесь можем увидеть,

Боимся хоть словом, родное, обидеть!

Ты, солнце, почаще зимою свети,

От грусти хотим мы скорее уйти,

И ждём не дождёмся тепла твоего,

А ты не жалей нам луча своего.

___________________________________________

Орленко Никита

Поздняя осень

Деревья оголились,

Сбросили листву.

Дети возмутились.

Испортили красу!

Птицы загалдели,

В стаи собрались,

От зимы скорее

К югу понеслись!

А проказник – ветер.

Дует всем в лицо.

День уже не светел.

В инее крыльцо.

Не спеши, природа?

Зиму не зовем!

Тёплую погоду -

Бабье лето ждем!

_____________________________________________

Плотникова Юлия

         Мальчишка

 

В нашем классе есть   мальчишка,

Много лет я с ним дружу,

Даст тетрадку или книжку,

Если только попрошу.

С ним идём со школы вместе,

Обо всём с ним говорим,

Он хороший, умный, честный,

В классе он такой один!

Он весёлый и прикольный,

Грустно мне – он рассмешит,

Если мне гадалку надо-

Он возьмёт и смастерит.

Не сидит он в телефоне,

Всех на улицу зовёт,

Там играем мы все вместе,

Он всегда игру найдет!

Хорошо, что мы так дружим,

Нас никто не разлучит,

В жизни друг такой мне нужен,

Он со мною говорит!

_______________________________________

 Слипченко Мария

         Скрипач

 

Задушить бы собственную память

Чтобы не терзала изнутри

И, быть может, сниться перестанет

Образ твой. Ночные фонари

Никому поведать не сумеют

О прогулках наших под дождем,

Скрипаче, что бродит по аллеям,

и о той, что с ним была вдвоем.

Мы с тобой гуляли здесь когда-то,

Вечера бывали так тихи...

Восхищаясь красками заката,

Я играл, читал тебе стихи.

Боже, как же ты была красива,

С той печальной нежностью в глазах...

Я мечтал назвать тебя любимой

Но тебе об этом не сказал.

Рыбальченко Евсения

Пусть будет мир!

Мой дедушка родился на войне,

Его спасала мама, как могла,

Он тыкву кушал маленький совсем,

Сосал её! Семья уберегла

Его от смерти. Он теперь старик,

Всю жизнь работал, вырастил детей,

Сынка и дочку. Плакать не привык,

И уважал заслуженных людей.

А я о нём не зная ничего,

Его спросила: "Страшно на войне?"

И он заплакал. Руки крепко сжал.

-Как ураган она промчалась по судьбе!

В землянке жили, прятали детей,

Все в страхе были, в бедности, в разрухе,

А маме было тридцать лет всего,

Но волосы седые! Как старухи

В тряпье ходили и искали корм,

И воду тяжело с реки таскали,

Казалось, что вот-вот уже умрем,

Но всё же о победе мы мечтали!

А вы сейчас живёте хорошо!

Еды полно, квартиры, всюду дети.

Смотрю на вас и на душе светло,

Пусть будет мир у всех на всей планете!

______________________________________________

   Мунурбаев Тамерлан                      

       Мамочка моя

 

Просыпаюсь утром рано,

Смотрит мама на меня,

Очень добрыми глазами,

Как же я люблю тебя.

У неё забот немало,

Постирать, полы помыть,

Приготовить нам покушать,

И про Машу не забыть.

Хорошо, что мама с нами,

Словно солнышко она,

Греет тёплыми словами,

Будто к нам пришла весна!

_____________________________________________

 Илеув Егор

Любимый мир

 

Мир любят все! И я не лишний

Люблю лазурь в начале дня.

И распрекрасною улыбкой

Встречаю каждый день тебя.

Люблю траву, леса и горы

Вечерний трепетный закат,

И солнца тонущего взоры

Я тоже видеть очень рад.

Да, всё люблю! Мне мир не лишний,

О, как прекрасна тишина!

Я улыбаюсь небу, солнцу,

И начинаю день с себя.

___________________________________

Иванов Андрей

               Мама

 

Кто дороже всех на свете?

Всех красивей и милей?

Кто как солнце согревает,

С кем уютней и теплей?

Кто же крепко любит нас,

Обогреет в трудный час?

Кто стирает, убирает,

Кто заботится о нас?

Кто на всё ответы знает?

Кто поможет всякий раз?

Кто без нас всегда скучает

Кто любимей всех у нас?

Это мамочка родная,

Дорогая, милая,

Ты одна у нас такая,

Самая любимая!

________________________________________________

Богомолова Александра

Северный закат

 

Какой закат красивый,

Любуюсь каждый день.

Бывает темно-синий,

И розовый. Как тень,

Бывает и багровый,

Оранжевый порой,

То кажется лиловый,

А то совсем другой.

На Севере, как в сказке,

Меняет небо цвет,

Красивее которого

Нигде, наверно, нет!

Ведь солнышка не видно,

Но краски всюду есть,

И отблесков так много,

Что их порой не счесть!
Сияют краски в небе,

Играют там и тут,

Волной переливается,

Божественный салют!

       ______________________________________________

Краснопёрова Мария

Герой нашего времени.

Герой – человек, совершающий акт самопожертвования ради общечеловеческого блага. Для своего времени рождаются свои образы героев. Мы привыкли, что герои – это воины, но есть герои и в мирное время. Это простые люди, которые сами мыслят и делают, не ждут похвалы, не боятся осуждения. Они любят свою работу, ставят перед собой цели и выполняют их. Любят Родину. Думаю, герой нашего времени принимает близко к сердцу проблемы других людей. Их волнует экология, животные.

   В качестве примера героя нашего времени хочется рассказать о Елизавете Глинке, известной, как доктор Лиза. Врач - реаниматолог, была лидером благотворительной организации «Справедливая помощь», курировала хосписы России, вывозила детей из зоны боевых действий на Донбассе, помогала детям Сирии. В 2016 году погибла в авиакатастрофе. Она понимала и говорила, что каждая поездка может быть последней, но выполняла свою работу.

   Именно такие люди, как Елизавета Глинка, и есть герои нашего времени. Вот с кого надо брать пример.

________________________________________________________

Королёв Максим

Дружба народов

Дружба народов не просто слова!

Дружба народов в мире важна!

Много людей в мире живёт

Каждый ценит и славит свой род,

Будь чернокож ты иль светловолосый,

Будь ты высокий иль низкорослый,

Пусть мне язык твой совсем не понять,

Буду тебя я всегда уважать.

И пусть далеко ты живёшь от меня,

Ведь ты человек, такой же, как я,

Мы многое делим с тобой пополам:

И воздух, и солнце тебе я отдам,

И сердце открою всегда для тебя,

Мы счастливы здесь, навеки друзья.

______________________________________________

Филиппов Дмитрий

Моя бабушка.

Я считаю, что мне очень повезло, ведь у меня есть близкий и родной человек. Это моя бабушка - Лопухова Антонида Александровна! Она родилась 18 апреля 1946 года, в большой семье из 11 человек. Я её зову бабушка Тоня. Моя бабушка активная, разносторонняя, умная, интеллигентная и очень добрая.

Моя бабушка ведёт активный и здоровый образ жизни. Она ходит в спортивный зал, занимается оздоровительной гимнастикой. Постоянная участница Республиканского фестиваля оздоровительного туризма «Кругосветка Удмуртии». Баба Тоня - заядлая огородница. На огороде бабушка выращивает овощи, фрукты, ягоды и, конечно, очень красивые цветы. Она любит городские культурные мероприятия, концерты. Она составляет компанию в классных сборах и поездках. У моей бабушки есть увлечение: собирать разноцветные стеклышки. Зимними вечерами она вышивает бисером и вяжет теплые носки. Печет очень вкусные пирожки с разными начинками. Зимой мы с бабушкой катаемся на лыжах.

Моя бабушка не унывает, всегда находит себе занятие по душе. Я горжусь своей бабушкой, очень ее люблю. Желаю ей крепкого здоровья, отличного настроения и долгих лет жизни!

________________________________________________

Буторина Анастасия

Повезло с бабушкой!

Мою бабушку зовут Буторина Ольга Николаевна. Она по профессии фельдшер. Тридцать пять лет проработала воспитателем в детском саду. Теперь она на пенсии. Я много времени провожу с моей бабушкой, мне с ней хорошо. Мы не можем быть друг без друга, скучаем, когда не вместе. Смотрим одни и те же фильмы, потом их обсуждаем. После фильма она спрашивает меня, чему он учит.

Бабушка любит рукодельничать. И у меня такое же пристрастие: учусь вязать, вышивать, шить. В детстве бабушка очень любила играть в куклы, шить на них одежду, обустраивать кукольный домик. Я тоже люблю своих кукол, играю с ними, гуляю, разговариваю, а бабушка шьёт и вяжет им одежду и сумочки. Ещё бабушка вяжет тапочки и дарит родным и знакомым. Бабушка помогает мне делать уроки, а я ей помогаю по дому.

У бабушки очень весёлый характер, она человек с юмором. Часто мы поём с ней песни из её детства и молодости, хохочем и придумываем всякие розыгрыши. Бабушка учит меня готовить еду. Я хожу в магазин за продуктами, а потом мы «колдуем» на кухне. Она меня приучает к порядку, так как очень любит чистоту. По вечерам она мне рассказывает о своём детстве, где не было сотовых телефонов, телевизоров и компьютера, а была керосиновая лампа, русская печь, радио. Бабушка пионеркой ездила в летние лагеря. Много смешного и забавного поведала про своё пионерское детство.

По утрам мне бабушка Оля делает красивые причёски, расчесывает мои длинные волосы. А бабушке в детстве расчесывал и заплетал косу по утрам её папа – мой прадед, так как её мама работала по сменам в роддоме.

Я бабушку свою очень люблю и она меня; не представляю, как можно жить без бабушки? Когда я прихожу из школы, рассказываю ей про школьные дела.

Да, повезло мне с бабушкой! Это мой друг, защитник и помощник. Я желаю ей здоровья, хорошего настроения, пусть у неё всё будет хорошо. А я уж буду стараться не огорчать её, помогать, когда нужно.

Дорогая моя бабушка Оля! Слышишь? Я люблю тебя! Твоя внучка Настенька

_______________________________________________________________________

Смольников Максим

Пожарный – профессия героическая.

Забыв про отдых и покой,

Они идут в огонь и в воду...

Пожарный - истинный герой,

Так было, есть, и быть от роду.

Профессия "пожарный" не похожая на все другие. Профессию пожарных можно отнести к разряду самых опасных в мире. Это герои нашего времени.

У нас в городе есть пожарная часть. Мы с классом ходили на экскурсию, и мне захотелось ещё больше узнать о пожарных. Я много читал и смотрел о людях этой героической профессии.

Профессия пожарный героическая, потому что при каждом выезде на сигнал бедствия сотрудник рискует своим здоровьем и даже собственной жизнью. Когда случилась авария на Чернобыльской АЭС, по тревоге были подняты пожарные расчеты из г. Чернобыля, Киева и других районов. Они без специальных средств тушения пожаров на АЭС, без средств защиты от радиации выполнили свой долг – не дали пожару распространиться. Они рисковали своей жизнью, спасая людей.

Пожарные - люди с повышенным чувством ответственности. Наш земляк Виктор Курцев из Сарапула, проезжая со своей семьей по одной из улиц города, заметил густой чёрный дым, выходящий из окон первого этажа деревянного многоквартирного дома. Не раздумывая, принялся спасать пострадавших. Благодаря его опыту, смелости было спасено четыре жизни.

Водитель пожарного автомобиля ижевской пожарно - спасательной части №1 Павел Ильиных, когда был в гостях у своих родных, услышал о пожаре. Он, не раздумывая, вбежал в горящую квартиру и спас двух человек.

Я знаю, что пожарный – это не просто профессия, это умение вовремя прийти на помощь. Считаю, что профессия «пожарный» одна из самых важных. Когда я вырасту, то очень хотел бы освоить эту профессию. Я восхищаюсь этими людьми.

_____________________________________________________

Панов Артур

Профессия – врач.

            Врач – человек, использующий свои навыки, знания и опыт в предупреждении и лечении заболеваний, поддержании нормальной жизнедеятельности организма человека.

            Эта профессия чем-то подобна копилке опыта и знаний, так как специалисту любого направления необходимо постоянно пополнять свой теоретический багаж. А так как объём материала получается очень большим, то и специальность делится на различные отрасли.

            Несмотря на всю сложность, именно медицина является одной из самых популярных сфер. В наше время до сих пор почти все дети гордо твердят, что хотят стать врачами.

            Мне кажется, врачом может стать далеко не каждый человек. Для такой профессии необходимо обладать спокойствием, добротой, внимательностью и терпеливостью, и в то же время – твёрдостью, способностью быстро принимать решения, чувством ответственности.

            Врачи спасают людей, их жизни, часто рискуя при этом своей; они продлевают существование всего человечества. Это является их великим подвигом.

________________________________________________________

Палкин Артём ( подборка)

     Живи у меня, Торос!

(основано на реальных событиях)

В холодный февральский вечер

На улицу, на мороз

Каким-то НЕДОчеловеком

Был выброшен этот пёс!

Один в темноте остался

Совсем ещё кроха-щенок.

Беспомощно озирался

И даже скулить не мог.

Мял лапами снежную кашу,

Теряя остатки сил.

В сугробе тонул и даже

О помощи не просил!

В потёмках не сразу увидел

Я этот комочек живой.

Чтоб больше никто не обидел,
Щенка я принёс домой.

Согрелся в тепле бедняга,
Уткнул мне в ладошки нос.

Не важно, что пёс – дворняга!

Назвал я его Торос.

За то, что со смертью спорил,

Пургу одолел и мороз,

Будь другом мне, маленький Торик,

Живи у меня, Торос!

Трудный день

Во дворе Лакшиных проснулся петух. Он всегда пел первым на селе. После него заливались, конечно, и остальные, но никто из петухов не смел подать голос раньше Кроньки – известного лакшинского забияки…

Что и говорить, Кронька – петух задиристый. Если что-то ему не нравилось, он тут же, без разбору, затевал драку. Сельские петухи смотрели на Кроньку с опасением и предпочитали держаться в стороне, если он появлялся на улице, лишь толстые несушки видели в нём героя и обожали…

Кронька никого не боялся. Ни мальчишек, часто кидавших в петухов и гусей чем попало, ни колхозниц, вечно махающих ветками и прутами. Не боялся петух ни кошек, ни лошадей, ни коров, ни людей… Пожалуй, не было в селе такого существа, перед которым петух робел. Да что – коровы! Он и техники не боялся! В то время, как пустоголовые куры, едва заслышав звук поезда или машины, метались во все стороны, Кронька гордо стоял, свесив набок лиловый гребень или, не опуская глаз, царапал лапой землю: искал зёрна.

На петушиных боях, что изредка затевались мальчишками на окраине села, Кронька не раз добывал для своего хозяина – четвероклассника Костьки – призы в виде железных лепёшечек. Кроньке они были не нужны: склевать их невозможно! А Костик радовался, хотя петух ни разу не видел, чтобы мальчишка их ел…

Да, не было из птичьего племени никого смелее и принципиальнее лакшинского петуха. Но одна маленькая слабость у Кроньки всё же имелась: нет-нет, да и норовил он зайти на двор к Дудкиным, клевать малину. Малины, конечно, и у Лакшиных в огороде полно. Но ягоды, что валяются на куче отходов у Дудкиных, какие-то особенные. После них сипел голос, кружилась земля под лапами, и даже бывало, что Кронька падал на землю почти без чувств. Тогда Костик нёс его домой на руках и вслух жалел смущённого петуха. Где ж ему знать, буйной головушке, что Дудкины – виноделы?

…В то раннее летнее утро Костя спешил по кромке поля в сторону села. На востоке только занималась заря, но солнце ещё не вышло. Лакшин бежал, задыхаясь. Надо поскорей добраться до дома, пока его не заметил кто-нибудь из сельских мальчишек! По неписаным мальчишеским правилам на место петушиных боёв приходят только перед началом сражения. И каждый раз судьи выбирают новое место. Всё это делалось для того, чтобы никто не стал «счастливчиком». У парней считалось необыкновенной удачей побывать заранее на поле петушиной битвы, а если кто сумел, тот непременно выигрывал у всех подряд. Это было не раз проверено, и любого «счастливчика» с позором выгоняли с поляны, если узнавали, что он был тут до прихода всех. Мальчишки редко так поступали: знали, что за этим последует. Но Костя всегда бегал к полянам ранним утром, когда всё село ещё спало. Он что-то искал в траве, гладил ближние стволы деревьев, растирал «боевую» землю у себя в руках, отходил от этого места, вставал лицом к солнцу и что-то тихо шептал. Что именно Костя шептал, понять было трудно, но любому из сельских мальчишек, появись они здесь, стало бы ясно, что он «врастает» в место сражения. На удачу…

Сейчас Лакшин торопился домой, перепрыгивал через рытвины, широко раскрывая рот, и воздух комками толкался у него в горле. У первых изб он ослабил бдительность, споткнулся и больно растянулся на разбитой дороге. Но тут же вскочил, пощупал коленку, на которой немного содралась кожа, и, прихрамывая, побрёл к дому. «Надо бы Кроньке зёрен дать и проследить, чтоб к Дудкиным сегодня не удрал», – подумал Костя и, просочившись свозь жерди забора, пробрался задворками к веранде, чтобы успеть забраться под одеяло, пока не проснулась мать. Костя юркнул в кровать, такую уютную после бодрящей и влажной от росы улицы, дал себе честное слово, что спать ни за что не будет, только погреется. И сразу же уснул…

Проснулся он с неясным ощущением потери, когда уже совсем рассвело. Костя вскочил, заметил в окне мать, уходящую на работу, едва взглянул на стол. Мама оставила ему крынку парного молока и что-то в чугунке, скорее, варёную картошку. В любой другой день Костя налил бы прямо в чугунок молоко, раздавил там картошку и стал с аппетитом уплетать получившуюся «кашу».

Но сегодня ему было не до завтрака! Даже не одевшись, Костя метнулся во двор – только не упустить Кроньку! Но ещё на полпути к сараю Лакшин понял, что опоздал. Петуха здесь давно нет: куры дружно и монотонно тюкали по земле, а не отряхивались и не хохлились, как это бывало всегда при виде Кроньки.

Костя затормозил и даже кулаки сжал от бессильной злости: его бравый петух как пить дать уже у Дудкиных! Злился, впрочем, он только на себя. Ведь давал себе слово не спать, а, вот ведь, неженка, уснул! А ещё он как-то моментально осознал, что всё напрасно: и утренняя тайная беготня, и вчерашний спор с Гошкой, задиралой из шестого класса, владельцем спесивого петуха Барона. Вчера Лакшин поспорил, кто победит на петушиных боях. Спор был на новый спиннинг, и Костя был уверен в лёгком выигрыше, ведь Кронька – самый сильный из кочетов, редко кто из ребят отважился выставить против лакшинского своего. А если и находились такие смельчаки, выигрывали они Костю редко, и то – по случайности. Да ещё и утренние «врастания» в поляны…

Пропал спиннинг, пропала рыбалка… Ох, и влетит от отца! Костя вяло оделся и потащился в дудкинский двор. Так и есть: Кронище топтался рядом с кучей отходов и, бестолково расставив лапы, подметал крыльями дудкинский мусор.

– Ах ты, окорочок несчастный! Опять ягодки клюёшь?! – набросился Костя на непонимающего петуха.

Кронька виновато моргал глазами, словно говоря: прости ты меня, дурака такого, в последний раз!

– Ладно, – пыл из Кости как-то враз вышел, – пошли домой, что ли?

Обрадованный петух шёл рядом с Костей, изредка пошатываясь из стороны в сторону. Старушки, сидящие на лавочке подле одного из домов, зашептались между собой:

– Ишь, какой идёт!

– До чего дошло: что там люди – куры пьяные ходют!

– И куда только хозяева смотрят?

– Они, наверное, также колобродят, окаянные! Чтоб выдохлась у них вся водка эта поганая!

Костя, старательно делая вид, что этот петух не его, думал, как ему победить Гошку. Гошка – противник серьёзный, петух у него не уступает Кроньке по силам, но Барон не любит драться, и в этом его слабость. Правда, Кронька сегодня «под этим делом», и гошкиному петуху не составит труда вытолкнуть его за круг. М-да, дело худо. На кону - спиннинг и Костина репутация. Проиграть никак нельзя! К тому же, есть ещё одно преимущество, он был на поляне. С такими мыслями Лакшин пошёл приводить петуха в чувство холодной водой.

…Битва была назначена на полдень, для того, чтобы солнце не светило петухам в глаза. Противники стояли друг перед другом. С одной стороны Гошка со своим красивым, красногрудым кочетом, с другой – Костя, с потрёпанным, задиристым «колотуном». Между ними судья – маленький, вечно оглядывающийся, Котлет – Федька Клементьев, пятиклассник из соседнего села. Он судит, потому что у него у единственного есть часы. Котлет чертит круг, противники дерзко рассматривают друг друга, остальные расположились вокруг. Все молча ждут начала. Лишь воздух наполнен жужжанием шмелей и пчёл, пением птиц, журчанием ручья, что беспечно несёт свои воды неподалёку, шумом ветра и далёкими звуками села. Откуда-то ещё приносит запахи молока, нагретой земли, радости и воли. Лучи солнца мягко трогают землю, ребячьи волосы, листья, облака. Кажется, что нет на Земле уголка лучше, красивее.

…Котлет резко махнул рукой. Бой начался. Поляна мигом превратилась из тихой опушки в оглушающую трибуну. Петухи пошли друг на друга, встали рядом. Никто из них не торопился. Кронька потому, что у него в глазах всё ещё плыло, Барон делал «красивое» выжидание. И тут Кронька, собравшись с силами, наскочил на противника и почти вытолкнул его за черту, но… Гошка подставил ногу, и Барон остался в кругу.

– Ты что это делаешь? – заорал на всю поляну Костя.

– Чё?

– Зачем ногу подставил?

– Какую ногу, ты чё, слепой?! Она у меня здесь стоит! – заголосил Гошка и ткнул землю под собой.

Они стояли и орали друг на друга долго. Вдруг Гошка разозлился и ударил Костю под дых. Лакшин согнулся, стал задыхаться, перед глазами летали радужные пятна, он хотел крикнуть, но вместо крика издал еле слышное хрипение. Потом, когда головокружение прошло, Костя схватил Кроньку, поднёс к голове Гошки, и петух, словно понимая, что надо сделать, с силой клюнул парня в лоб. Тот завопил не своим голосом, из ранки потекла алая струйка, и авторитетный, наводящий на всех страх, «выпендряла» бухнулся в траву. Когда гошкины дружки опомнились и хотели избить Лакшина, то его и след простыл…

…Костя сидел, свесив ноги с речного обрыва, прислонившись к берёзе. В груди трепыхалась боль. Слёзы текли по лицу. Петух закрыл глаза, пригревшись на хозяйских коленях. Костя гладил петуха, слышал, что его самого ищут, ходят рядом, но не обращал на это внимания. Потом топанье стихло, все ушли. А Костя сидел и думал. Думал о том, как плохо, что люди склонны обманывать, из-за этого обмана происходят сначала драки, потом войны, и даже гибнут люди. Из-за лжи, из-за подлости…

Он долго сидел и всё смотрел вдаль, куда неутомимо стремилась река. Там солнце уже красило небо красно-рубиновыми оттенками и собиралось уходить, чтобы не видеть мальчишеской печали…

– Пойдём, Кронька, мама заждалась.

И Костя поспешил к дому той же дорогой, по краю поля, как бежал сегодня утром.

«Пжлст», не забывайте о «великом и могучем»!

Недавно задумался: почему в нашем языке стало так много ошибок? Казалось бы, сейчас время новых технологий. Компьютеры делают за людей многое: начиная от элементарного написания текстов до сложных процессов поддержания жизни. С появлением компьютеров жизнь человека переменилась. Не спорю, эта техника очень нужная и полезная, но тем более важно правильно с ней обращаться…

Язык стал бедным, упрощённым. К примеру, вместо слова «привет» люди пишут «прив», вместо «нормально» – «нормас» или «норм», красивое слово «пожалуйста» превратилось в корявое «пжлст», «спасибо» – в «спс». И что? Современный человек всеми силами стремится к тому, чтобы вскоре язык мутировал и превратился в набор жалких, некрасивых слов? Да это уже и речью трудно будет назвать… И это ещё я не упоминаю о глупой трясине компьютерных игр!

Уже мало тех, кто пишет родным и знакомым бумажные письма, ведь гораздо проще их настрочить в соцсети, да и компьютер за автора проверит правильность слов. Но в результате получается, что человек перестаёт самостоятельно выявлять неправильно написанные слова.

Я хожу по нашему городу, обращая внимание на рекламные щиты, присматриваюсь к ценникам в магазинах и объявлениям в маршрутках. И, к сожалению, вижу множество орфографических и пунктуационных ошибок. Свежие примеры: районно-методический центр «Октябрь» в рекламе «Маёвки» приглашает на «дИбаты». Магазин «Центромебель» проводит «весеНюю распродажу». Даже в огромном поздравлении ветеранам Великой Отечественной войны, расположенном у кафе «Мечта», допущена досадная пунктуационная ошибка!

И тут одно из двух: либо люди не замечают этих ошибок из-за неграмотности либо считают это мелочью, пустяком? Но это – не пустяк, это наша родная речь и наш «великий, могучий русский язык», который, я считаю, должен и впредь оставаться красивым. Кстати, 6 июня – день русского языка. Давайте хоть его отпразднуем его без ошибок.

Забытая история села Матвеево

Война всегда плохо. И страшно. Гражданская война – особенно. Но, как правило, в боевых действиях участвуют мужчины, подготовленные бойцы. И поэтому в десятки раз больнее, когда чёрное крыло войн касается самых слабых, абсолютно неповинных людей.

Село МатвеевоЛысьвенскогорайонараньше именовалось Матвеевским и располагалось на Гороблагодатском тракте. Он шёл по уральской тайге со стороны Кунгура,через Кын,в направлении к горе Благодать (теперь Свердловская область). Именно на этом тракте разворачивались в годы Гражданской войны активные действия. С той поры вдоль негото тут, то там белеют обелиски. Где-то были бои, где-то могила погибшего комиссара, а в Матвеево – произошла особая история…

В ноябре 1918 года колчаковские каратели пригнали в Матвеево из сёл Сосновки иБерёзовкигруппулюдей. Это были матери, отцы, жёны и дети красноармейцев и комиссаров.Ночь перед расстрелом несчастные провели в стенах сельской школы, об этом позже вспоминала одна из школьных техничек. Сейчас того деревянного здания уже не существует.

На следующее утро заложников повели по дороге за село, в лог реки Маряшки. Неширокий, но довольно глубокий лог наверху зарос высокими елями. Из стен лога то тут, то там выпирают корни деревьев и каменные плиты. Здесь и прозвучала сто лет назад безжалостная команда: «Расстрелять!»

Старейший житель села, Галина Фёдоровна Мельцина, вспоминает, что очень многое о том времени рассказывала ей свекровь. «Одну ночь в хате ночуют белые, другую – красные…» Она была свидетелем, как в село привели группу незнакомых людей, человек 30. Среди всехособо выделялась женщина с длинной косой и грудным ребёнком на руках. Говорят, местные жители даже просили у конвоиров оставить в живых её или хотя бы ребёнка… Позже свекровь делилась и такими воспоминаниями с Галиной Фёдоровной: «Спрашиваю у них, кому нам подчиняться, солдатики, кто власть-то? А они мне в ответ: белых не жди, да и красным не радуйся».

Косвенный свидетель тех страшных событий, жительница села Матвеево Нина Степановна Косвинцева, вспоминает о страшной находке в логу Маряшки. В 50-е годы они, тогдашние пионеры, ходили со своей учительницей на экскурсию в тот самый лог.Время и вода обнажили на склоне оврага человеческиеостанки. Даже сейчас, спустя десятки лет, женщину переполняют чувства: «Как сейчас вижу: кости, кости, торчат из земли во все стороны. А учительница нам говорит, видите, мол, ребята, здесь белогвардейцы расстреливали…». Вспоминает она, что кто-то из её одноклассниковдаже вытащил из землирёберную кость и стал ей размахивать, пугая окружающих. «Сейчас, столько лет спустя, до сих пор жутковато, - продолжает она. – Когда ходячая была, если пойду в ту сторону по веники, так в лог не спускалась, с краю ходила». И с гордостью отмечает, что те самые берёзы вокруг памятника высаживал их класс.

Через некоторое время останки были извлечены из лога и похоронены рядом с трактом. Занимались этим сначала учительница Лилия Васильевна Полушкина, а затем фронтовик Матвей Николаевич Мельцин. На безымянном братском захоронении установили небольшой монумент и оградку.

Он находится совсем близко у села. Но, к сожалению, о нём мало знают даже местные жители. В августе 2017 года мы нашли памятник в удручающем состоянии: памятная табличка прострелена вандалами, обелиск зарос кустарником, оградка проржавела. К счастью, в этом же году работники культуры Татьяна Викторовна Климова и Татьяна Николаевна Бурылова выиграли проект на восстановление памятного места. И уже в 2018 году оно обрело новый облик.

Эта история так взволновала меня, что в процессе краеведческого поиска возник 10-минутный документальный фильм «Забытая история». Премьера состоялась 4 ноября, в День народного единства, в доме культуры села Матвеево. Название фильма выбрано не случайно. Забытая история – это не только про расстрел в Матвеево, но и в целом о нашей стране. Печально признаваться, но мы не помним нашу историю, не уделяем ей должного внимания, а иногда старательно стираем. Это, конечно,подлость - лишать жизни невинных людей. Но ещё хуже забыть об этом.

                                                                 

Донецкая Народная Республика, г. Торез

                                     Гаврыш Александр

Будущее через десять лет

Десять лет – срок немалый. Даже для истории. Одни события за это время оказываются прочно забытыми, другие – навсегда остаются в памяти.

         Две тысячи четырнадцатый год для нашей Республики уже вошел в историю, он полностью изменил жизнь всех людей Украины, разделил ее на две части.

          Наша Республика взяла курс на самостоятельность. Под руководством Александра Владимировича Захарченко были намечены большие планы на будущее. Больше четырех лет наша Республика живет, работает, защищается. Что же будет через десять лет?

Еду домой в свой город.

          За окнами автобуса проносятся различные пейзажи. Вижу чистые улицы, красивые ухоженные дома, радостные лица людей.

          За населенными пунктами видны бескрайние поля. Вот поле желтых подсолнухов, а вот мелькают ряды плодовых деревьев, дальше – ряды виноградников. Особенно радостно видеть людей, которые работают на этих полях на современной технике. Сёла живут, там трудятся для всех людей Республики. Сбылась мечта первого Главы Республики – поднять сельское хозяйство, вернуть в сёла молодых людей.

          Подъезжаем к городу. Издалека видны силуэты фабрик и шахт. Они восстановлены, профессия шахтера снова стала востребованной.

          Мой город тоже изменился за десять лет. Он стал красивее, чище. Посажено много деревьев и цветов. Нет угрюмых, безрадостных людей. Для детей и молодежи построено много спортивных площадок, там можно заняться любимым видом спорта. Зимой некоторые из них превращают в ледовое поле – можно кататься на коньках или играть в хоккей.

         Спешу в свою школу. Вот и она, моя школа. Она огорожена красивой изгородью, справа и слева от входа очень много роз, разных цветов. Слева находится спортивная площадка, она покрыта искусственной травой. Есть площадка для игры в баскетбол, пионербол, футбол, теннис. Дальше оборудовано для прыжков в длину, высоту. Есть различные турники. Само здание школы стало больше, достроены корпуса, потому что учеников стало больше.

          Для старшеклассников есть специальный класс, где стоят токарные станки, станки по обработке дерева, мальчиков учат нужным рабочим профессиям. Девочки, кроме шитья, учатся готовить различные блюда на современно оборудованной кухне. Есть классы, оборудованные для уроков по химии, физике и астрономии, где можно теорию проверить на практике, а еще особый класс для желающих – в нем обучают правилам дорожного движения и на симуляторе вождения закрепляют теорию.

          Особая гордость школы – компьютерный класс. Дети с первого по одиннадцатый класс в любое время могут заниматься на квантовых компьютерах. Сеть Интернета развита – быстрый доступ к библиотекам мира…

           Десять лет для истории – срок немалый. Для нашей Республики, нашего города, нашего народа они тоже прошли недаром – наша Республика живет, работает, стремиться к лучшему.

_________________________________________________

Ткаченко Вадим

Мичурино – село мое родное

Мичурино – село мое родное,

Мне не любить тебя нельзя.

Ты то, что очень дорогое

Сегодня в жизни у меня.

С утра пораньше в школу нашу

Я с радостью бегу скорей,

И каждый добрым словом встретит

Меня на улице моей.

Здесь все друзья, мы все соседи

И друг за друга мы горой.

Деревья посадили наши деды

И радуют они своей листвой.

Так хочется, чтоб становилось краше

И расцветало каждою весной

Мое село, что на Донбассе,

Мичурино - мой край родной.

__________________________________________

Илюшко Арина

«Следы Великой Отечественной войны в биографии моей семьи»

Я родилась и выросла в Донецке – богатом, красивом, промышленном городе, который прославился своими угольными шахтами. Подъезжая к Донецку, можно увидеть «горы», характерные для моего города, - это терриконы. В городе миллионароз живуткрасивые девушки и трудятся суровые, отважные шахтеры и металлурги.

Великая Отечественная война 1941-1945 гг. оставила свои следы и в биографии моей семьи: много лет назад мои родственники прошли это испытание, но память о тех страшных событиях до сих пор переходит из поколения в поколение.

Наш город носил название Донецк не всегда, в 1941 он назывался Сталино. Война, как чума, стремительно распространялась по странам: Украина, Россия, Литва, Чехословакия, Белорусь… Немецкие оккупанты зашли в Сталино 20 октября 1941 года и принесли с собой голод, смерти, слезы мирных жителей.

Солдаты Красной Армии, наши отважные воины, смело встали на защиту родной земли. Мои прапрадедушки – не исключение. Борисенко Михаил Романович и Янушкевич Михаил Иванович принимали участие в боевых действиях. Борисенко М.Р. был кадровым военным, офицером, а Янушкевич М.И. служил рядовым. Оба прошли всю войну и остались живы. То, что их встречали цветами, приветствиями и со слезами радости на глазах – отдельная история. Однако рассказать я хочу не о них, а о женщинах моей семьи, которые в течение двух лет жили в оккупированном городе.

Моя прабабушка, Борисенко Любовь Михайловна, на тот момент была шестимесячным ребенком, а ее старшей сестре Алле было два с половиной года, когда немцы пришли в Донецк. Многие люди пытались уехать, убежать от войны подальше, но моя прапрабабушка Марфа Петровна, мать обеих моих прабабушек, осталась в родном городе и вместе с детьми пережила страшные годы оккупации.

…По улицам ходили немцы. Все жители спрятались в домах и боялись выйти на улицу. В каждый дом стали входить оккупанты, которые искали партизан. Кроме этого, они забирали еду и все, что понравится. У бабушки в то время были козлята. Немцы зашли в дом и начали обыск, который сопровождался криками и шумом: они ногами открывали двери, все переворачивали и разбрасывали. Козлятаот страха спрятались между стеной и кроватью. Когда немцы услышали шорох из-под кровати, на которой в это время сидели две мои маленькие бабушки, то направили автоматы на кровать и стали кричать: «Партизанэн!!Партизанэн!!!» Бабушка упала на колени и начала кричать: «Не надо, пожалуйста! Там никого нет! Там дети и козлята!» Немцы увидели козлят, и потом долго смеялись, говоря между собой по-немецки, при этом тыкая автоматами в бабушку Марфу. Козлят они все-таки забралиc собой….

…Еще бабушка рассказывала о том, что всех курей в поселке забрали и съели немцы, а у соседки увели корову… Было очень голодно… Все с нетерпением ждали окончания зимы и появления первых вишневых листочков, которые считались великим лакомством.

…К жителям оккупированного Донецка немцы относились, как к слугам. Немцыжили в домах, а наши женщины им готовили, стирали, все приносили и подавали. Фашисты не стеснялись переодеваться и ходить в туалет при детях и молодых девочках.

Бои за освобождение Сталино начались 7 сентября 1943 года. Сутки жители не находили себе места от страха, но на следующий день город был освобожден. Сейчас 8 сентября нас знаменательная дата - это День освобождения Донбасса.

…В день освобождения нашего поселка шел страшный бой - на улице стало темно от поднятой взрывами земли и пыли. И вот наступила ТИШИНА… Абсолютная тишина… И вдруг бабушка Марфа увидела, что маленькой двухлетней Любочки нет рядом... Когда Марфа выбежала на улицу, то увидела Любу, которая шла по улице среди дыма и пыли и в подол рубашки собирала осколки… «Что ты делаешь?» – спросила мама у дочери. «Мам, они такие теплые», - спокойно ответила Люба.

После освобождения Донбасса люди еще долго приходили в себя: в городе было нечего кушать, поэтому городские приезжали к нам в частный сектор и пытались выменять разные вещи на хоть что-то из еды… Мои бабушки всегда кормили людей, чем могли, и давали с собой продукты.

Я не знаю, как бы сложилась наша жизнь, если бы фашистов не выгнали из родного города в 1943-м году… Но я знаю, почему я готова говорить «спасибо» всем, кто воевал в годы Великой Отечественной войны.

Спасибо бабушкам, которые в оккупированном городе и в окружении немцев пытались выжить, прокормить своих детей и накормить чужих.

Спасибо дедушкам, которые воевали и умирали, освобождая своих женщин и детей от немецко-фашистских захватчиков.

Спасибо медикам, которые на поле боя старались вернуть к жизни наших солдат.

Спасибо детям войны, которые пережили те времена, выжили, а теперь рассказывают нам истории, о которых нельзя забывать.

Спасибо местным жителям, которые своими силами после войны восстанавливали наш город и поселок.

Спасибо людям, которые не дают нам забыть, что та Великая Победа нам дорого досталась. Поверьте, мы не забудем, что люди, пережившие ВОВ – герои.

Вы все оставили след в наших сердцах, в нашей памяти, в наших душах… И пока этот след не стерся, вы будете жить! А мы уж точно позаботимся о том, чтобы этот след не стерся НИКОГДА!

__________________________________________

Линник Ярослав

История моего героя

                                                     …Докажем, что фашистам здесь нет места,

                                                       Что правы сейчас мы, а не они!

                                                      Прогоним их! Прогоним их все вместе!

                                                       Пусть убираются с моей родной земли!...

                                                                         Т. Сандрацкий (из семейного архива)

Я никогда не видел своего прадеда. Даже мама родилась через 2 года после его смерти. Но с нами живет 67-летняя бабушка Света, дочь моего прадеда. Именно она, дочь героя и участника Великой Отечественной войны, поведала нам много историй о своем отце, а также сохранила в нашем семейном архиве фотографии, письма, стихи, медали прадедушки.

Сандрацкий Тимофей Михайлович родился в 1917 году в с.ПариевкаПлисковского района Винницкой области. В 17 лет он поехал в Донбасс работать горняком. Здесь он работал на шахте 12/18 им. Правды Сталинской области.        

         Служба Тимофея в армии подходила к концу, когда началась Великая Отечественная война.Из города Сталино (Донецк) его призвали в ряды Красной Армии. Отсюда 1 июля 1941 года мой дедушка Тимофей был направлен в Псков в 295 стрелковый полк 183 Харьковской Краснознамённой дивизии. Военное звание - старший техник-лейтенант. Должность - начальник артснабжения.

          В январе 1942 года мой прадедушка был направлен в 50-й танковый батальон 50-й танковой бригады арттехником, а позже, в мае 1943 года - в 245 стрелковый полк 38 армии начальником артдоставки полка. Здесь Тимофей принимал участие в освобождении от немецко-фашистских захватчиков территории Украины, Польши, Чехословакии.

         Мой прадедушка показал себя способным, энергичным, стойким командиром. Он своевременно обеспечивал полк боеприпасами, не считаясь ни с какими трудностями, под беспрерывным обстрелом доставлял боеприпасы на огневые позиции и боевые подразделения, чем способствовал нормальному ведению огня и выполнению боевой задачи.

         На поле боя всегда было опасно. Прадедушка рассказывал случай, когда он чуть не погиб. В окопе их было шестеро. Солдаты сражались, как могли, пока их не «накрыло»: или в окоп, или рядом упал снаряд. Прадедушка говорил, что погибли пять его друзей, и только он остался живым…

         В Наградном Листе Тимофея Сандрацкого написано следующее: «25.01.45 года, в момент форсирования водной преграды реки Скава, ощущался большой недостаток транспортных средств. Товарищ Сандрацкий сумел мобилизовать повозки гражданского населения и своевременно доставить боеприпасы на огневые позиции. Своей четкой и бесперебойной работой, товарищ Сандрацкий способствовал успешному выполнению задач, стоящих перед боевыми подразделениями полка. Достоин Правительственной награды - ордена " Отечественная война ІІ степени".

         О том, что мой прадедушка – герой, свидетельствует не только орден «Красной Звезды», но и медали «За боевые заслуги», «За отвагу» , «За оборону Киева», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг» .

         Кроме медалей на груди, война оставила след даже в теле Тимофея: в мышцах плеча была пуля, которую вовремя не извлекли. Со временем рана заросла, но пуля осталась с ним на всю жизнь. Она не мешала ему жить, но напоминала о войне, и еще ее всегда можно было нащупать пальцами.

Белоруссия, Россия, Украина, Польша, Литва, Чехословакия – это страны, в которых успел побывать мой прадедушка. Как специалист по военной технике и оружию, он любил говорить: «У «наших» не было такой военной техники, как у «врага». Но враг ведь там, а мы – здесь. Бой на нашей территории – это уже преимущество, ведь это наша земля, и мы здесь хозяева, а врагу тут явно не место!»…

Я с ним полностью согласен.

         Победу Тимофей встретил в Праге в звании капитана. Радости не было предела! Дедушка очень спешил на Родину, где наших солдат встречали цветами, приветствиями и со слезами радости на глазах…

         После войны прадедушка вернулся в Донбасс. Устроился работать в шахту. До последних дней проживал в г. Макеевке. Любилрассказывать о войне, но не любил смотреть военные фильмы… Говорил, что по телевизору никогда не смогут показать настоящую войну.

         Мой прадед не только храбрый солдат и суровый шахтер. Кроме этого, он был настоящим художником-самоучкой, который рисовал на заказ картины маслом. И еще писал стихи, о чем свидетельствует эпиграф моего рассказа.

         Мой прадед – герой не только для меня. Как-то бабушка Света смотрела телепередачу о войне, где рассказывали о подвигах наших солдат, и на экране мелькнула фотография Тимофея с тремя однополчанами и собакой овчаркой. Бабушка крикнула: «Вы видели?» - и бегом принесла точно такую же фотографию своего отца из альбома…

Мне всегда было интересно слушать о войне в истории моей семьи. Сегодня же все эти рассказы как пазл сложились в одну картинку – героическую историю жизни моего прадеда, шахтера, уроженца Винницкой области ижителя Донбасса, капитана, отважного солдата Великой Отечественной войны и человека, который служил на благо Родины и история которого забвению не подлежит.

 

___________________________________________________

Работы, прошедшие во второй тур конкурса

БЕЛАРУСЬ,

ШКОЛА ПОЭЗИИ "ЛОТОС" "ОРШАНСКИЙ РАЙОННЫЙ ЦЕНТР ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И МОЛОДЁЖИ"

АНАСТАСИЯ КОМИССАРОВА

ЯЗЫК МИРА

Гимн русскому языку

Во всех известных языках звучание

Оставил русский солнечный язык –

Всемирное он получил признание,

Но не поэтому он так велик.

Язык необходим для выражения

Эмоций, мыслей, образов, идей

И также нужен для опровержения

Того, что запланировал злодей.

Язык дан человеку для хорошего,

Чтоб человек его пополнить смог,

Ведь слово, что в безмолвие заброшено,

Вольётся новым в мудрости поток.

Язык хранит жемчужины в метафорах,

В эпитетах… – в глубинах новизны.

В журналах, книгах и словарных амфорах

Ему престижные места даны.

Язык богат душою человеческой,

Оттенками, энергией её,

С рожденья наделён манерой певческой,

Меняющей словесное литьё.

Он как река величественно-гордая:

То зашумит, то нежностью вздохнёт –

Так что любых людей натура твёрдая

Его воды, как воздуха, глотнёт.

Язык бесценен русский! В нём поэзия

Все уголки от порчи бережёт:

Слова соединяются в созвездия,

Показывая в будущее ход.

______________________________________________________________

АНАСТАСИЯ ЛЯМЧЕНКОВА

ВКУС ДЕТСТВА

Вкус детства – вкус любой минуты,

Который не сравним ни с чем.

В нём много ласки и уюта –

И этого хватает всем.

Когда ты к бабушке приехал,

То вкус малины ощутил,

В овраге повстречался с эхом,

Педали лихо закрутил.

В ладонях – сочная клубника,

Которая "горит огнём".

Её попробуй-ка, найди-ка

Внизу под маленьким кустом.

Вкус сказки маминой вечерней,

В тепле её волшебных рук,

И взгляд сыновний, и дочерний,

Сердец объединённых стук…

Вкус свежих красок на бумаге,

Следы на пальцах, волосах,

И на полу пейзаж из влаги –

Веселье в детских голосах.

Попробуйте от детства "дольку" –

Ушедший вкус неповторим!

Не забывается нисколько

То, что нас связывало с ним!

ПАТРИОТ

Патриот – человек очень сильный,

Он готов за других постоять.

Не боится работы он пыльной

И готов время долгу отдать.

Совершает он подвиги смело,

Словно нужно ему доказать,

Что любить землю – важное дело,

И должны мы его защищать.

Он готов жизнь отдать ради жизни,

И любимых, и дальних людей,

И служить, сколько может, Отчизне,

И примером быть лучшим везде.

____________________________________________________

АНАСТАСИЯ ПУШКИНА

ПРОСЬБЫ ДЕТСКИХ ГЛАЗ,

или ОБРАЩЕНИЕ КО ВЗРОСЛЫМ

У пройденных мгновений цвета нет,

Когда не детский взгляд у детских глаз,

И зачастую искренний ответ

Не получает сердце сей же час.

Вы не боитесь веру поломать:

Во многое не верите давно.

А вы боитесь нужное терять? –

Нам кажется, вам просто всё равно…

Напялив маски, станете играть,

Не отличая правду ото лжи,

Мешающих вам станете карать,

Вставляя в спины детские – "ножи"…

Излом судьбы не исцелит всех тех,

Кто болью заплатил за свой приход.

Вы, не считая свой просчёт за грех,

Идёте по сердцам других вперёд…

Вам просто наплевать, что где-то там,

Средь боли и несбывшихся надежд,

Лежит ребёнок, незнакомый вам,

В плену больницей пахнущих одежд…

Вы пьёте, вы стараетесь уйти:

Проблем неразрешимых давит груз,

Вам хочется давленье сократить

И выпустить пары сквозь пьяный шлюз…

Морально убиваете детей,

Их часто оставляя на потом:

Барахтаясь в огне своих страстей,

Детей сдаёте попросту в детдом.

Вы думаете: выход – суицид?

А дети после вас кому нужны?

Для тех, кому превыше стильный вид,

Сироты-дети просто не важны!

Открыли война за кусок Земли

И часто предаёте свой народ.

Вы молодых под пули завели,

Проблемы разводя из года в год…

Вы посмотрите сами на себя!

Какая будет память после вас?

Вы вряд ли возвышаетесь, губя!

Откликнитесь на просьбы детских глаз!

________________________________________________________________

ВИОЛЕТТА ЛЕГКОВА

ПИСЬМО РЕБЁНКА К БОГУ

Поклон Господь! На небе тоже лето?

Учился на отлично Ты, скажи?

Пишу Тебе, чтоб попросить совета!

Приличным человеком как прожить?

Брат рассмешил сегодня за обедом –

И я на скатерть опрокинул суп.

Почистил зубы кошке "блендометом"

И брат сказал, что я, как пробка, туп…

Ты не подумай! Он большой и сильный,

И мама говорит, что в папу весь.

Пишу Тебе сейчас его мобильный.

Ты позвони: докажем, что Ты есть!

А Ты такой печальный на иконе…

Что сделать мне, чтоб улыбнулся Ты?

Письмо своё оставлю на балконе

И белые для дедушек цветы.

Ты только не забудь цветы (мне важно)

И улыбнись, их дедушкам даря.

Я обещаю быть всегда отважным

И доказать, что дал Ты жизнь не зря!

_________________________________________________

КСЕНИЯ СТАРОСТЕНКО

НАЧАЛО ВОЙНЫ

Заалел прекраснейший день.

Как-никак, уж лето пришло:

Плыл рассвет в тиши деревень,

Ароматом всё изошло…

Люди мирно спали в домах,

Воскресенье ведь – выходной!

Но… разбился он в пух и прах

В одночасье страшной войной…

Далеко не каждый сумел

В тыл свою семью увезти

И для многих слово "расстрел"

Оборвало жизни пути…

Но защита Родины – честь:

Вместе нужно мир отстоять –

Говорили воины "есть!",

В бой идя за Родину-мать,

За детей любимых, за жён,

Что сражались тоже врагом!

Летний день… Ужасным стал он,

Но Победа виделась в нём!

ДВЕ СЕСТРЫ – БЕЛАРУСЬ И РОССИЯ

Единый корень у славян,

Покрепче, чем любые узы –

Для белорусов, россиян

Дороже не найдёшь союза!

Поля колосьями сплелись,

Леса друг к другу наклонились,

А реки водами слились… –

Землёй любимой породнились.

Один чарующий язык:

Язык Любви, труда, терпенья…

Он у сестёр давно возник,

Почти что с самого рожденья.

И Вера на двоих одна,

И Дом любимый на востоке,

И Дружба в эти времена,

Когда быть трудно одиноким.

Им вместе беды не страшны,

Ведь сила их необычайна,

Они добром окружены,

И Свет – великая их тайна!

БРАСЛАВСКИЕ ОЗЁРА

Озёра ожерельем голубым

Раскинулись среди лесов могучих,

Среди цветов и росных трав пахучих,

Чтоб восхищались озером любым.

Протоки, речки, мелкие ручьи

Соединяют нежностью озёра,

Заливы создаются от напора

Озёрной зажигательной струи.

Встречаются местами валуны,

Спускаются леса с холмов высоких,

Заметны птицы с островов далёких,

Косули, лоси, лисы, кабаны,

Рысь ходит где-то, прячется медведь,

А аист и журавль – подать рукою –

Природная энергия покоя

Душе возможность даст поздороветь.

Тростник поёт об этой красоте

Всем, кто бывал на Браславских озёрах,

Расскажет про мельчайший всплеск и шорох,

О водной глубине и чистоте.

_________________________________________________

КСЕНИЯ ЯНКОВСКАЯ

ОЗАРЁННОЕ ДЕТСТВО

Солнце вставало рано –

С солнцем вставал и он.

Завтрак вносила мама.

Мальчик смывал свой сон.

Детству скучны страданья:

Рядом – речной причал.

Водное колыханье

Тихло в густых лучах…

Днём проплывали лодки,

Вёсла взнимались в такт,

След оставался чёткий –

Тающий быстро факт.

В сумерках проявлялась

Звёздная колея,

В небе луна являлась,

Свет в глубину лия…

Нет пока глаз следящих,

Лодка возьмёт с собой,

Мимо просторов спящих

В путь унесёт любой…

В сердце зажжётся счастье –

Маленький, свой, секрет,

Словно и ты стал частью

Жизни в двенадцать лет…

Даже утратив детство,

Память не истребить:

Тайна – твоё наследство,

Что учит мир любить!

В ПУШКИНОГОРЬЕ

В цвету сирени старая брусчатка –

По ней когда-то Грозный проходил.

Хоть в регионах русских нет достатка,

Стихами Пушкин их благословил!..

Плющом ползучим окаймилась арка

В Михайловском, где Пушкин долго жил.

Его непревзойдённые ремарки

Слагались здесь под хоровод светил.

Так хорошо дышать, где ветер – муза,

Которая спокойной стариной

Тебя завяжет в творческие узы,

Проводит теплотою травяной…

Волнуется душа и замирает,

И возрастает к чтению любовь…

Тут каждый себе что-то представляет

И чувствует нутром родную кровь!

СМЕЛЫЕ ОЖИДАНИЯ

Мы в стране хотим встретить опору,

Без сомнений стремиться вперёд!

Каждый жаждет увидеть ту пору,

Когда век гуманизма придёт,

Когда тонко сквозь толщу бумажек

Вдруг пробьётся ростка остриё,

Когда злоба без всяких поблажек

Вместе с мусором мигом сгниёт…

На закате расстелится свежесть,

Потому что закончится дым.

Мы природы хрустальную нежность

Охранить от угара хотим.

Мы хотим, посещая больницу,

Видеть знание дела в глазах,

А не слушать и там небылицу,

Что болезни – придуманный страх…

Небо мирное, люди с талантом,

Увлечения, вера в успех –

Вот что будущей жизни гарантом,

Безусловно, послужит для всех!

Жить с комфортом, не праздно, счастливо –

Кто ж из нас не мечтает о том?

Пусть возможность творить мир красивым

Белорусский подарит нам Дом!

Что для этого? Знаю, мы сами –

Светлой Родины верный залог!

Синеокими чудо-краями

Беларусь Бог за сердце нарёк!

_____________________________________________________

ЛИДИЯ БАТЮКОВА

ВОЗВРАЩЕНИЕ С ВОЙНЫ,

или НЕНАПИСАННОЕ ПИСЬМО

Солнце уносит остатки военной беды…

Мама сидит и гадает: "Где сына следы?"

Смотрит в пустынные окна, зовущие свет,

Где появляется вдруг дорогой силуэт…

Сын на ступеньки взбегает – вот он перед ней.

Нет для него никого в этом мире родней.

Встреча. Объятье. Беседа идёт за столом.

Кажутся матери сына рассказы письмом.

Происходящее можно за сон посчитать,

Словно читает письмо в ожидании мать,

Сына глазами вникает в картины войны,

Но, к сожалению, ужасы фронта не сны:

_________

"Смерти смотрел я в лицо и в неё я стрелял,

В гуще огня я бездушных людей убивал.

Длился кошмар бесконечно и не отступал,

Снова и снова в войну я, как в будни, вступал.

Мёртвых друзей столько раз выносил на руках…

Лишь пропадал на мгновенье безудержный страх,

Ну, а потом возвращался, преследовал вновь:

Не успевала утихнуть в волнении кровь…

Годы атак, отступлений… – дорог фронтовых.

Вижу Героев ушедших я возле живых.

Помнятся слабо подробности многих боёв,

Но… не смогу никогда позабыть Могилёв.

Двадцать три дня обороны. Стояли стеной.

Враг наступал, но отважно держали мы строй.

Город фашистам никто не хотел отдавать,

Каждый друг друга готов был в бою прикрывать.

Ранги и званья лишь внешне тревожили нас:

Мы воевали, не тратя обыденных фраз.

Мирный посёлок стал важным кусочком земли –

Мины, окопы, траншеи… пластами легли.

Корпус немецкий не мог эту мощь одолеть

И безуспешно пытался преграду стереть,

Только на Буйничском поле полк в землю "ушёл",

На смерть стоял и собой загражденье возвёл.

"Если другие отступят, мы будем стоять!

Мы всем полком порешили: нам здесь умирать!" –

Так полковой командир военкорам сказал,

Словно пути отступленья себе отрезал.

Немцы теряли машины и жизни солдат.

Мы погибали, но были сильней во сто крат:

Стал Могилёв Сталинграду отважным отцом!

Павших Героев я многих запомнил в лицо!

Я в мясорубке той выжил, дошёл до конца

И превратился в седого совсем из юнца,

Ожесточился врагами, но душу сберёг.

Землю родную очистил от ужасов Бог!

_________

Мы победили! Мы отдали дружеский долг –

И окунулся в Бессмертье защитников полк!

Пусть же смеются младенцы, шумит детвора!

Больше война не наступит в четыре утра!"

_______________________________________________________

НАЗАР ШАМАЛОВ

НЕВЫДУМАННАЯ ИСТОРИЯ

Женщина бросает взгляд с портрета.

В гимнастёрке. Строгое лицо.

Девочка присутствует при этом,

Держит драгоценное кольцо.

Бабушка неспешно в зал заходит.

Сразу подбегает внучка к ней:

– Что здесь, на портрете, происходит?

Знаю, что тебе-то ведь видней.

Бабушка подходит. Встала рядом.

Кажется, жизнь вспомнила свою:

– Это на войне… С суровым взглядом

После перестрелки я стою…

Девочка, опять не унимаясь:

– Я кольцо в шкатулочке нашла.

Бабушка в ответ:

– Я, в бой, бросаясь,

Возле сердца то кольцо несла.

– Кто же подарил? – Вновь вопрошенье.

– Дедушка вручил перед войной,

Чтобы среди горя и сраженья

Был он сердцем любящим со мной.

– А после войны что с вами было? –

Девочка спросила в тишине.

– Я его ещё сильней любила –

И вернулся он живым ко мне!

ВОЙНА ЗА ТЕРРИТОРИЮ

Идёт война за передел пространства,

Единое пытаются делить –

Изнемогают страны от тиранства,

Стремящегося страсти утолить.

От взрывов катаклизмы назревают:

Землетрясенья, бури, ураган,

Цунами побережья укрывают… –

Земля не оправляется от ран.

Она войны желает сбросить иго:

Бесчинства не намерена терпеть –

Отсюда тектонические сдвиги,

Удвоенная огненная сеть…

Война не утихает – людям страшно

За будущее, за детей своих:

Разрушен у семей уют домашний!

Что припасла ещё судьба для них?

Иран, Ирак, Россия, Украина,

Сирийские родные берега…

Какая беспощадная причина

Из стран прекрасных делает врага?

Война за территорию ужасна:

Она спешит живое поглотить!

Земное человечество несчастно… –

Пора идею МИРА воплотить!

ЕДИНАЯ СЕМЬЯ

Мать и отца дали мне белорусские земли,

Бабушка тоже на Белой Руси родилась,

Деду и дяде Россия как Родина внемлет –

Рода огромного не прерываема связь.

Я и мой брат очень сильные корни имеем,

Предков известно немало с обеих сторон,

Память свою родовую сберечь мы сумеем –

Прошлое будет для нас поученьем времён.

Мужество встретить препятствия, воля к победе,

Миролюбивость, терпенье, души глубина… –

Белая Русь и Россия – не просто соседи,

Это Большая Семья. Всем поможет она.

Не допускает вражды, глупых ссор, разногласий,

Каждого хочет понять, если надо – помочь,

И на все случаи жизни есть мудрость в запасе,

Что позволяет любую беду превозмочь.

Кто б ни старался – её разделить невозможно:

Вечен Свет Мощи Славянской – Поток Огневой!

С тьмой неприкрытой, бывает, бороться ей сложно,

Но она справится, точно, Единой Семьёй!

***

Сердце для холода не рождено:

Греет Душа бесконечною искрой,

Жизнь созидающей молнией быстрой –

Быть ледяным не умеет оно.

Сердце для холода не рождено,

Но замерзает от боли и гнева –

И застывает Душа-королева,

Благодарение побеждено…

Сердце для холода не рождено –

Лёд превращается в чистые реки:

Совесть раздует огонь в человеке –

Снова согласье в Душе введено!

ПОГРУЖЕНИЕ В ОСЕНЬ

1.         ОСТЫВАНИЕ ЛЕТА

Остыло лето под дождём осенним:

От холода не спрятаться нигде.

Листва его не греет – и в воде

Оно себя ведёт, как робкий пленник…

Проглянет солнце – лету благодатно:

Опять идёт по травам босиком

И, тёплым наслаждаясь ветерком,

Высушивает быстро лужиц пятна.

Но только ненадолго греть и нежить

Ему сохранены ещё права.

Вот-вот прижмётся инеем трава,

Поставит осень собственные межи…

2.         НАВСТРЕЧУ ДОЖДЮ

Шагает дождь размашисто и громко,

Бьёт по земле потоком водяным.

Иду ему навстречу. Вместе с ним

Мне не страшны осенние потёмки.

Я не спешу себе найти укрытье,

Хоть под ногами слякоть, мокрота

И потускневших улиц слепота:

Осенний дождь – обычное событье.

Грусть в настроенье быстро потухает:

Вода мне облегчает переход.

Я – движущийся в Вечность пешеход.

От этого всё сердце полыхает.

3.         ВАЛЬС НА ЗОЛОТОМ КОВРЕ

Едва касаясь листьев облегчённых,

Танцует день на золотом ковре,

Ночь поддаётся этой же игре –

И двое их, танцоров увлечённых.

Днём больше красок, жизни и таланта,

А ночью – ритма, грации и сна.

Ночь в танец звёзды привлекать вольна,

А день скорей похож на музыканта.

Пытается взаимный вальс отметить,

Что осень глубоко осела здесь,

Засыпала сокровищем мир весь,

Заставив позабыть о жарком лете.

______________________________________________________

САБИНА КОРЗУН

ВОЗРОЖДЕНИЕ

Алексею Талаю*

Парень шёл с беспечностью во взгляде,

Не подозревая о судьбе,

О грядущей жизни и борьбе

За себя и счастья близких ради:

Жизни две сплелись в одном снаряде,

Брошенном небрежно в час войны,

Чьи шаги давно завершены.

И, не зная, что же делать дальше,

Он, себя жалея, слёзы лил,

Прошлое своё ещё хранил,

Понял, что не будет так, как раньше,

И нуждался в жизненном реванше,

Оказавшись вдруг без рук и ног –

"Умер" он, но возродиться смог.

С нового листа жизнь начиналась…

Первый шаг – о жалости забыть:

Случай с малышом смог убедить,

Темнота в его глазах скрывалась.

"Что слепому мальчику осталось?" –

Чувства перекрыли его боль.

Понял парень: он ещё не ноль.

Он учился, рос, свой бизнес создал,

Тем, кто без семьи, навстречу шёл,

К свету счастья и надежды вёл.

Утверждал, что никогда не поздно

Ощутить свою дорогу звёздной,

Рассказал, как страху помешал

И свободно снова задышал.

_________

Легче сдаться, чем вперёд стремиться,

Руки, обессилев опустить.

Ну а если нет их?.. Как же быть?

И без них жизнь строить научиться!

Подвиг – "умирая", возвратиться!

А награда – счастье и любовь,

Вместо тела "выросшие" вновь!

* С Алексеем Талаем в 16 лет произошла трагедия. Возле дома его деда незнакомые мальчишки разложили костёр. Он пошёл его тушить. Вдруг раздался страшный взрыв… Алексей стал жертвой боеприпаса, который много лет пролежал в земле со времён Великой Отечественной войны и взорвался именно в этот день. Алексей лишился рук и ног. Но… он научился в этом состоянии одеваться, мыться… Алексей выучил немецкий язык, создал бизнес, занялся благотворительностью. Он параолимпийский чемпион мира по плаванью. Сейчас Алексей живёт в Орше, имеет семью и четверых детей. Он помогает людям, попавшим в беду, преодолеть себя.

______________________________________________________________

ТАТЬЯНА ДОЛГАЯ

ЛЕГЕНДА МИРСКОГО ЗАМКА

Стоит старинный Мирский замок

В стране прекрасной, в Беларуси,

Где каждый миг добром искусен,

Где даже воздух очень вкусен,

Для благочестия нет рамок.

Легенда старая о саде

Рекла о князе Николае,

Мечтавшем об озёрном крае,

Твердившем: "Мир вокруг сломаю!" –

Сады молили о пощаде.

Случилось это всё весною,

Когда сады цвели прекрасно,

Цветки окрасив в бело-красный.

Срубать цветущее опасно:

То звал народ грехом, виною…

Но князь, взяв топоры стальные,

Людей рабочих снаряжает,

Земле растущей угрожает,

Деревьям, что она рожает,

И рубит "головы хмельные".

И отдаёт вновь приказанье,

Чтоб озеро вовсю бурлило,

Чтоб князю жить здесь было мило,

Но только вырыли могилу –

И люди гибли в наказанье.

Был средь погибших парень видный,

Сын, говорили, ведьмы местной,

Своим могуществом известной –

Проклятье над землёй окрестной

Судьбой грозило незавидной:

"Пусть в этом озере утонет

Людей иных число такое,

Сколь князь деревьев упокоил,

Зло, что дано его рукою,

Пусть князя гордый род затронет…"

Живуче женское проклятье –

И рода нет уж и в помине,

Но замок тот же на вершине:

Встречать ему гостей отныне

В свои сердечные объятья.

Здесь мощь искусства зазвучала,

Проходят рыцарей турниры,

Все получают сувениры –

И замку захотелось мира,

В котором прошлое б молчало.

"БУКВАРЬ" СПИРИДОНА СОБОЛЯ

Не только Полоцк знаменит

Книгопечатником Скориной –

И Орша славою гремит

О "Букваре" родного сына.

В Кутеинском монастыре

Ковалась выдержка героя:

На просвещенье детворе

Работу Соболь здесь устроил.

"Букварь" надежду воскресил:

По "Букварю" учились дети

И Беларуси, и Руси,

И многих стран других на свете.

Он с иностранным языком

Знакомил и с литературой,

Не занимаясь пустяком,

Давал поэзии фигуры.

Старался Соболь Спиридон:

Включил в "Букварь" свой поученья,

С гуманным сердцем в унисон

Он обучал основам чтенья… –

Эпоху новую открыл

В книгопечатанье славянству.

Он размышлению учил

И в добром деле постоянству!

МАМА

Галине Николаевне Вовинской

Мы сами все на многое горазды:

Творим, мечтаем, верим в волшебство.

И жизнь совсем не кажется опасной,

А лишь сплошные игры, баловство.

Она следит за каждым нашим шагом,

За каждым шрамом, чтоб всегда везло.

Её все называют словом "мама".

В её руках спокойно и тепло.

В её глазах созвездья отражают

Всю красоту и ясность чистоты.

Она всё без упрёков принимает:

Добились или нет вы высоты.

Она умна и каждому открыта,

Дороже всех друзей и всех врагов

И каждый день прекрасна в лоне быта,

Поддерживает с маленьких шагов.

Когда ещё малы – поёт нам тихо

Или читает сказки про котов.

Она и повариха, и портниха,

В ночи с ней не боишься страшных снов.

Она прощает глупые ошибки,

Пусть даже вас так трудно ей понять.

Она обнимет и с большой улыбкой

Поправит ветерком немую прядь.

В её лице – пересеченье точек,

Будь то веснушки или свет седин.

Для матери не жалко громких строчек

И не имеет вес метраж морщин.

Список участников, прошедших во второй тур

   
   
© ALLROUNDER