Поиск  

Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Метки
   
Joomla модули на http://joomla3x.ru и компоненты.

Уважаемые участники, по ряду причин данные работы были рассмотрены в начале февраля. Произведения прошли во второй тур конкурса

Измайлова Людмила

                          Учителю надо впитать целое море света

 

                                                      « Чтобы дать ученику искорку знаний, учителю надо впитать целое море света».

                                                                                                     (В. Сухомлинский).

Само слово - Учитель, само понятие призывает к святости, душой и помыслами быть чище, светлее, сеять доброе и вечное. Ведь мы педагоги работаем с самым дорогим и ценным богатством, что у нас есть на земле. Это наши дети, а будущее наших детей доверено нам. Наверное, поэтому профессия учителя – святая и очень ответственная.

Все люди родом из детства, родом из школы. Школа нас выучила и выпустила в жизнь. В каком бы возрасте человек ни был, он всегда помнит свою родную школу и своих учителей. Моей первой учительницей была моя мама. Ветеран педагогического труда, более сорока лет учила сельских ребятишек грамоте. В первом классе, склоняясь над каждым учеником, мама терпеливо показывала, как держать ручку, как правильно написать букву. Были первые шаги, первые успехи, и радость, и гордость за своих учеников.

Профессия учителя требует много сил, отдачи, колоссальной энергии и терпения. Помню, как до поздней ночи, при свете лампы мама проверяла тетради, составляла планы, готовилась к урокам. А ещё приходилось уделять внимание семье, нам, тогда ещё маленьким детям. Она очень любила свою профессию и хотела, чтобы я пошла по её стопам. В жизни, так и получилось, хотя по профессии журналист, связала свою жизнь с педагогической деятельностью. Профессиональные навыки журналиста помогают мне в общении с детьми: учить, воспитывать, раскрыть потенциал ребёнка. Любовь, понимание, уважение - эти важные критерии, которые всегда должны присутствовать. Педагог призван « сеять, разумное, доброе, вечное, чтобы оно отозвалось через годы добрым словом, тёплыми воспоминаниями и достижениями твоих воспитанников. Любой ученик талантлив, если приложить усилия педагогу. В этом я убедилась. Многие ребята показали блестящие результаты в научно - практических конференциях, стали победителями и  призёрами городских, региональных и российских конкурсов и НПК.

Мы сотрудничаем с поэтами, писателями, интересными людьми нашего города. Об этом свидетельствует специальный выпуск « Лицейского вестника», который был посвящен творчеству писателя Валентина Григорьевича Распутина. Работая над газетой, мы провели различные встречи с друзьями, однокурсниками писателя, организовали в лицее клуб чтения «Читаем Распутина», участвовали на площадке Иркутского драмтеатра в создании видеокниги «Прощание с Матёрой», посетили выставки в музее Валентина Распутина.              

   Чтобы человек успешно социализировался в обществе, важно не только дать образование,   но и развить, сохранить душевное богатство, передать своему ученику лучшие идеи, чтобы они стали личностями мыслящими, самостоятельными, интеллектуально-развитыми, востребованными.

Воспитание - это процесс, отдалённый во времени, результаты которого скажутся позже. Посеешь доброе, значит - урожай будет добрым. Каждый учитель, который сегодня работает в современной школе, работает на будущее и в ответе за это будущее. И особенно повезёт тому, кому встретился в жизни учитель, который дал знания, зажёг искорку любви, дал направление и путёвку в жизнь. Благородство учителя непременно отзовётся в сердцах его учеников. Учитель должен быть образцом, эталоном мудрости, требовательным и справедливым, честным и понимающим. Как сказал Лев Николаевич Толстой: «Хорошему учителю важно иметь два качества - большое сердце и большие знания».

_________________________________________________

Буга Максим

Наша природа

 

Вы спросите, какая здесь природа?

Я вам отвечу: "Чудо! Красота!"

Пусть не всегда прекрасная погода,

И вечная под нами мерзлота.

Но в тундре летом ели зеленеют,

И мягкий мох подушкой под ногой,

А во дворе ромашечки белеют,

И одуванчики желтеют чередой.

Да, в августе грибы мы собираем,

А в сентябре за ягодой пойдём!

И допоздна по тундре мы гуляем,

Вдруг что-нибудь ещё в лесу найдем!

Здесь даже можно рыбкой угоститься,

У нас в реке есть щёкур и муксун,

А в Ево-Яхе ёрш крутой резвится,

Со мной играет северный шалун.

Вы спросите, какая здесь природа?

Мне нравится по тундре тут бродить!

Пусть не всегда прекрасная погода,

Но, как же край наш этот не любить!

___________________________________________________

Кенжесова Диана

Здоровый образ жизни

 

Новая "болезнь" одолела всех:

Сутками ребята в телефонах,

А учеба? Радость и успех?

Даже свет задумался в плафонах!

Занемело тело, портятся глаза,

Лишний вес откуда появился?

С телефоном спорить ведь нельзя,

Мозг от напряженья задымился.

Здесь же приключения, друзья,

А здоровье? Думать надо с детства!

В гаджетах копаться лучше? Да!,

И зачем искать другие средства?

Свежий воздух, игры и вода,

Спорт, бассейн, кружки и обученье,

Вкусная здоровая еда-

Это ведь не жизнь! Одно мученье!

___________________________________________________

Фоменко Артур

День Севера

Зима злится и сердится,

К ней спокойная весна

Уже солнышком стучится

Теплотой своей горда .

Все разрушила преграды,

Что построила зима,

Принесла и нам подарки -

Круг весёлого блина.

Мы на празднике сегодня,

У гигантского столба

Водят люди хороводы,

И сжигают чучела.

Угощения на выбор:

Рыба всякая, икра,

В чуме чаем угощают,

А на улице игра.

Я немного поборолся,

И по нартам поскакал,

Выбирая обереги,

Чуть по рынку погулял.

А на утро я проснулся -

Вся семья уж за столом

Потянулся, улыбнулся,

Эй, оставьте мне блинов!

_________________________________________

Имамгусейнов Самир

           Северное солнце

 

На севере солнце совсем не такое

На севере солнце как будто другое.

Оно ненадолго на небо выходит

Чуть-чуть постоит и обратно уходит.

Оно не печёт и не греет совсем,

Хотя и холодное, нравится всем!

Ведь мы его редко здесь можем увидеть,

Боимся хоть словом, родное, обидеть!

Ты, солнце, почаще зимою свети,

От грусти хотим мы скорее уйти,

И ждём не дождёмся тепла твоего,

А ты не жалей нам луча своего.

___________________________________________

Орленко Никита

Поздняя осень

Деревья оголились,

Сбросили листву.

Дети возмутились.

Испортили красу!

Птицы загалдели,

В стаи собрались,

От зимы скорее

К югу понеслись!

А проказник – ветер.

Дует всем в лицо.

День уже не светел.

В инее крыльцо.

Не спеши, природа?

Зиму не зовем!

Тёплую погоду -

Бабье лето ждем!

_____________________________________________

Плотникова Юлия

         Мальчишка

 

В нашем классе есть   мальчишка,

Много лет я с ним дружу,

Даст тетрадку или книжку,

Если только попрошу.

С ним идём со школы вместе,

Обо всём с ним говорим,

Он хороший, умный, честный,

В классе он такой один!

Он весёлый и прикольный,

Грустно мне – он рассмешит,

Если мне гадалку надо-

Он возьмёт и смастерит.

Не сидит он в телефоне,

Всех на улицу зовёт,

Там играем мы все вместе,

Он всегда игру найдет!

Хорошо, что мы так дружим,

Нас никто не разлучит,

В жизни друг такой мне нужен,

Он со мною говорит!

_______________________________________

 Слипченко Мария

         Скрипач

 

Задушить бы собственную память

Чтобы не терзала изнутри

И, быть может, сниться перестанет

Образ твой. Ночные фонари

Никому поведать не сумеют

О прогулках наших под дождем,

Скрипаче, что бродит по аллеям,

и о той, что с ним была вдвоем.

Мы с тобой гуляли здесь когда-то,

Вечера бывали так тихи...

Восхищаясь красками заката,

Я играл, читал тебе стихи.

Боже, как же ты была красива,

С той печальной нежностью в глазах...

Я мечтал назвать тебя любимой

Но тебе об этом не сказал.

 

Рыбальченко Есения

Пусть будет мир!

Мой дедушка родился на войне,

Его спасала мама, как могла,

Он тыкву кушал маленький совсем,

Сосал её! Семья уберегла

Его от смерти. Он теперь старик,

Всю жизнь работал, вырастил детей,

Сынка и дочку. Плакать не привык,

И уважал заслуженных людей.

А я о нём не зная ничего,

Его спросила: "Страшно на войне?"

И он заплакал. Руки крепко сжал.

-Как ураган она промчалась по судьбе!

В землянке жили, прятали детей,

Все в страхе были, в бедности, в разрухе,

А маме было тридцать лет всего,

Но волосы седые! Как старухи

В тряпье ходили и искали корм,

И воду тяжело с реки таскали,

Казалось, что вот-вот уже умрем,

Но всё же о победе мы мечтали!

А вы сейчас живёте хорошо!

Еды полно, квартиры, всюду дети.

Смотрю на вас и на душе светло,

Пусть будет мир у всех на всей планете!

______________________________________________

   Мунурбаев Тамерлан                      

       Мамочка моя

 

Просыпаюсь утром рано,

Смотрит мама на меня,

Очень добрыми глазами,

Как же я люблю тебя.

У неё забот немало,

Постирать, полы помыть,

Приготовить нам покушать,

И про Машу не забыть.

Хорошо, что мама с нами,

Словно солнышко она,

Греет тёплыми словами,

Будто к нам пришла весна!

_____________________________________________

 Илеув Егор

Любимый мир

 

Мир любят все! И я не лишний

Люблю лазурь в начале дня.

И распрекрасною улыбкой

Встречаю каждый день тебя.

Люблю траву, леса и горы

Вечерний трепетный закат,

И солнца тонущего взоры

Я тоже видеть очень рад.

Да, всё люблю! Мне мир не лишний,

О, как прекрасна тишина!

Я улыбаюсь небу, солнцу,

И начинаю день с себя.

___________________________________

Иванов Андрей

               Мама

 

Кто дороже всех на свете?

Всех красивей и милей?

Кто как солнце согревает,

С кем уютней и теплей?

Кто же крепко любит нас,

Обогреет в трудный час?

Кто стирает, убирает,

Кто заботится о нас?

Кто на всё ответы знает?

Кто поможет всякий раз?

Кто без нас всегда скучает

Кто любимей всех у нас?

Это мамочка родная,

Дорогая, милая,

Ты одна у нас такая,

Самая любимая!

________________________________________________

Богомолова Александра

Северный закат

 

Какой закат красивый,

Любуюсь каждый день.

Бывает темно-синий,

И розовый. Как тень,

Бывает и багровый,

Оранжевый порой,

То кажется лиловый,

А то совсем другой.

На Севере, как в сказке,

Меняет небо цвет,

Красивее которого

Нигде, наверно, нет!

Ведь солнышка не видно,

Но краски всюду есть,

И отблесков так много,

Что их порой не счесть!
Сияют краски в небе,

Играют там и тут,

Волной переливается,

Божественный салют!

       ______________________________________________

Краснопёрова Мария

Герой нашего времени.

Герой – человек, совершающий акт самопожертвования ради общечеловеческого блага. Для своего времени рождаются свои образы героев. Мы привыкли, что герои – это воины, но есть герои и в мирное время. Это простые люди, которые сами мыслят и делают, не ждут похвалы, не боятся осуждения. Они любят свою работу, ставят перед собой цели и выполняют их. Любят Родину. Думаю, герой нашего времени принимает близко к сердцу проблемы других людей. Их волнует экология, животные.

   В качестве примера героя нашего времени хочется рассказать о Елизавете Глинке, известной, как доктор Лиза. Врач - реаниматолог, была лидером благотворительной организации «Справедливая помощь», курировала хосписы России, вывозила детей из зоны боевых действий на Донбассе, помогала детям Сирии. В 2016 году погибла в авиакатастрофе. Она понимала и говорила, что каждая поездка может быть последней, но выполняла свою работу.

   Именно такие люди, как Елизавета Глинка, и есть герои нашего времени. Вот с кого надо брать пример.

________________________________________________________

Королёв Максим

Дружба народов

Дружба народов не просто слова!

Дружба народов в мире важна!

Много людей в мире живёт

Каждый ценит и славит свой род,

Будь чернокож ты иль светловолосый,

Будь ты высокий иль низкорослый,

Пусть мне язык твой совсем не понять,

Буду тебя я всегда уважать.

И пусть далеко ты живёшь от меня,

Ведь ты человек, такой же, как я,

Мы многое делим с тобой пополам:

И воздух, и солнце тебе я отдам,

И сердце открою всегда для тебя,

Мы счастливы здесь, навеки друзья.

______________________________________________

Филиппов Дмитрий

Моя бабушка.

Я считаю, что мне очень повезло, ведь у меня есть близкий и родной человек. Это моя бабушка - Лопухова Антонида Александровна! Она родилась 18 апреля 1946 года, в большой семье из 11 человек. Я её зову бабушка Тоня. Моя бабушка активная, разносторонняя, умная, интеллигентная и очень добрая.

Моя бабушка ведёт активный и здоровый образ жизни. Она ходит в спортивный зал, занимается оздоровительной гимнастикой. Постоянная участница Республиканского фестиваля оздоровительного туризма «Кругосветка Удмуртии». Баба Тоня - заядлая огородница. На огороде бабушка выращивает овощи, фрукты, ягоды и, конечно, очень красивые цветы. Она любит городские культурные мероприятия, концерты. Она составляет компанию в классных сборах и поездках. У моей бабушки есть увлечение: собирать разноцветные стеклышки. Зимними вечерами она вышивает бисером и вяжет теплые носки. Печет очень вкусные пирожки с разными начинками. Зимой мы с бабушкой катаемся на лыжах.

Моя бабушка не унывает, всегда находит себе занятие по душе. Я горжусь своей бабушкой, очень ее люблю. Желаю ей крепкого здоровья, отличного настроения и долгих лет жизни!

________________________________________________

Буторина Анастасия

Повезло с бабушкой!

Мою бабушку зовут Буторина Ольга Николаевна. Она по профессии фельдшер. Тридцать пять лет проработала воспитателем в детском саду. Теперь она на пенсии. Я много времени провожу с моей бабушкой, мне с ней хорошо. Мы не можем быть друг без друга, скучаем, когда не вместе. Смотрим одни и те же фильмы, потом их обсуждаем. После фильма она спрашивает меня, чему он учит.

Бабушка любит рукодельничать. И у меня такое же пристрастие: учусь вязать, вышивать, шить. В детстве бабушка очень любила играть в куклы, шить на них одежду, обустраивать кукольный домик. Я тоже люблю своих кукол, играю с ними, гуляю, разговариваю, а бабушка шьёт и вяжет им одежду и сумочки. Ещё бабушка вяжет тапочки и дарит родным и знакомым. Бабушка помогает мне делать уроки, а я ей помогаю по дому.

У бабушки очень весёлый характер, она человек с юмором. Часто мы поём с ней песни из её детства и молодости, хохочем и придумываем всякие розыгрыши. Бабушка учит меня готовить еду. Я хожу в магазин за продуктами, а потом мы «колдуем» на кухне. Она меня приучает к порядку, так как очень любит чистоту. По вечерам она мне рассказывает о своём детстве, где не было сотовых телефонов, телевизоров и компьютера, а была керосиновая лампа, русская печь, радио. Бабушка пионеркой ездила в летние лагеря. Много смешного и забавного поведала про своё пионерское детство.

По утрам мне бабушка Оля делает красивые причёски, расчесывает мои длинные волосы. А бабушке в детстве расчесывал и заплетал косу по утрам её папа – мой прадед, так как её мама работала по сменам в роддоме.

Я бабушку свою очень люблю и она меня; не представляю, как можно жить без бабушки? Когда я прихожу из школы, рассказываю ей про школьные дела.

Да, повезло мне с бабушкой! Это мой друг, защитник и помощник. Я желаю ей здоровья, хорошего настроения, пусть у неё всё будет хорошо. А я уж буду стараться не огорчать её, помогать, когда нужно.

Дорогая моя бабушка Оля! Слышишь? Я люблю тебя! Твоя внучка Настенька

_______________________________________________________________________

Смольников Максим

Пожарный – профессия героическая.

Забыв про отдых и покой,

Они идут в огонь и в воду...

Пожарный - истинный герой,

Так было, есть, и быть от роду.

Профессия "пожарный" не похожая на все другие. Профессию пожарных можно отнести к разряду самых опасных в мире. Это герои нашего времени.

У нас в городе есть пожарная часть. Мы с классом ходили на экскурсию, и мне захотелось ещё больше узнать о пожарных. Я много читал и смотрел о людях этой героической профессии.

Профессия пожарный героическая, потому что при каждом выезде на сигнал бедствия сотрудник рискует своим здоровьем и даже собственной жизнью. Когда случилась авария на Чернобыльской АЭС, по тревоге были подняты пожарные расчеты из г. Чернобыля, Киева и других районов. Они без специальных средств тушения пожаров на АЭС, без средств защиты от радиации выполнили свой долг – не дали пожару распространиться. Они рисковали своей жизнью, спасая людей.

Пожарные - люди с повышенным чувством ответственности. Наш земляк Виктор Курцев из Сарапула, проезжая со своей семьей по одной из улиц города, заметил густой чёрный дым, выходящий из окон первого этажа деревянного многоквартирного дома. Не раздумывая, принялся спасать пострадавших. Благодаря его опыту, смелости было спасено четыре жизни.

Водитель пожарного автомобиля ижевской пожарно - спасательной части №1 Павел Ильиных, когда был в гостях у своих родных, услышал о пожаре. Он, не раздумывая, вбежал в горящую квартиру и спас двух человек.

Я знаю, что пожарный – это не просто профессия, это умение вовремя прийти на помощь. Считаю, что профессия «пожарный» одна из самых важных. Когда я вырасту, то очень хотел бы освоить эту профессию. Я восхищаюсь этими людьми.

_____________________________________________________

Панов Артур

Профессия – врач.

            Врач – человек, использующий свои навыки, знания и опыт в предупреждении и лечении заболеваний, поддержании нормальной жизнедеятельности организма человека.

            Эта профессия чем-то подобна копилке опыта и знаний, так как специалисту любого направления необходимо постоянно пополнять свой теоретический багаж. А так как объём материала получается очень большим, то и специальность делится на различные отрасли.

            Несмотря на всю сложность, именно медицина является одной из самых популярных сфер. В наше время до сих пор почти все дети гордо твердят, что хотят стать врачами.

            Мне кажется, врачом может стать далеко не каждый человек. Для такой профессии необходимо обладать спокойствием, добротой, внимательностью и терпеливостью, и в то же время – твёрдостью, способностью быстро принимать решения, чувством ответственности.

            Врачи спасают людей, их жизни, часто рискуя при этом своей; они продлевают существование всего человечества. Это является их великим подвигом.

________________________________________________________

Палкин Артём ( подборка)

     Живи у меня, Торос!

(основано на реальных событиях)

В холодный февральский вечер

На улицу, на мороз

Каким-то НЕДОчеловеком

Был выброшен этот пёс!

Один в темноте остался

Совсем ещё кроха-щенок.

Беспомощно озирался

И даже скулить не мог.

Мял лапами снежную кашу,

Теряя остатки сил.

В сугробе тонул и даже

О помощи не просил!

В потёмках не сразу увидел

Я этот комочек живой.

Чтоб больше никто не обидел,
Щенка я принёс домой.

Согрелся в тепле бедняга,
Уткнул мне в ладошки нос.

Не важно, что пёс – дворняга!

Назвал я его Торос.

За то, что со смертью спорил,

Пургу одолел и мороз,

Будь другом мне, маленький Торик,

Живи у меня, Торос!

Трудный день

Во дворе Лакшиных проснулся петух. Он всегда пел первым на селе. После него заливались, конечно, и остальные, но никто из петухов не смел подать голос раньше Кроньки – известного лакшинского забияки…

Что и говорить, Кронька – петух задиристый. Если что-то ему не нравилось, он тут же, без разбору, затевал драку. Сельские петухи смотрели на Кроньку с опасением и предпочитали держаться в стороне, если он появлялся на улице, лишь толстые несушки видели в нём героя и обожали…

Кронька никого не боялся. Ни мальчишек, часто кидавших в петухов и гусей чем попало, ни колхозниц, вечно махающих ветками и прутами. Не боялся петух ни кошек, ни лошадей, ни коров, ни людей… Пожалуй, не было в селе такого существа, перед которым петух робел. Да что – коровы! Он и техники не боялся! В то время, как пустоголовые куры, едва заслышав звук поезда или машины, метались во все стороны, Кронька гордо стоял, свесив набок лиловый гребень или, не опуская глаз, царапал лапой землю: искал зёрна.

На петушиных боях, что изредка затевались мальчишками на окраине села, Кронька не раз добывал для своего хозяина – четвероклассника Костьки – призы в виде железных лепёшечек. Кроньке они были не нужны: склевать их невозможно! А Костик радовался, хотя петух ни разу не видел, чтобы мальчишка их ел…

Да, не было из птичьего племени никого смелее и принципиальнее лакшинского петуха. Но одна маленькая слабость у Кроньки всё же имелась: нет-нет, да и норовил он зайти на двор к Дудкиным, клевать малину. Малины, конечно, и у Лакшиных в огороде полно. Но ягоды, что валяются на куче отходов у Дудкиных, какие-то особенные. После них сипел голос, кружилась земля под лапами, и даже бывало, что Кронька падал на землю почти без чувств. Тогда Костик нёс его домой на руках и вслух жалел смущённого петуха. Где ж ему знать, буйной головушке, что Дудкины – виноделы?

…В то раннее летнее утро Костя спешил по кромке поля в сторону села. На востоке только занималась заря, но солнце ещё не вышло. Лакшин бежал, задыхаясь. Надо поскорей добраться до дома, пока его не заметил кто-нибудь из сельских мальчишек! По неписаным мальчишеским правилам на место петушиных боёв приходят только перед началом сражения. И каждый раз судьи выбирают новое место. Всё это делалось для того, чтобы никто не стал «счастливчиком». У парней считалось необыкновенной удачей побывать заранее на поле петушиной битвы, а если кто сумел, тот непременно выигрывал у всех подряд. Это было не раз проверено, и любого «счастливчика» с позором выгоняли с поляны, если узнавали, что он был тут до прихода всех. Мальчишки редко так поступали: знали, что за этим последует. Но Костя всегда бегал к полянам ранним утром, когда всё село ещё спало. Он что-то искал в траве, гладил ближние стволы деревьев, растирал «боевую» землю у себя в руках, отходил от этого места, вставал лицом к солнцу и что-то тихо шептал. Что именно Костя шептал, понять было трудно, но любому из сельских мальчишек, появись они здесь, стало бы ясно, что он «врастает» в место сражения. На удачу…

Сейчас Лакшин торопился домой, перепрыгивал через рытвины, широко раскрывая рот, и воздух комками толкался у него в горле. У первых изб он ослабил бдительность, споткнулся и больно растянулся на разбитой дороге. Но тут же вскочил, пощупал коленку, на которой немного содралась кожа, и, прихрамывая, побрёл к дому. «Надо бы Кроньке зёрен дать и проследить, чтоб к Дудкиным сегодня не удрал», – подумал Костя и, просочившись свозь жерди забора, пробрался задворками к веранде, чтобы успеть забраться под одеяло, пока не проснулась мать. Костя юркнул в кровать, такую уютную после бодрящей и влажной от росы улицы, дал себе честное слово, что спать ни за что не будет, только погреется. И сразу же уснул…

Проснулся он с неясным ощущением потери, когда уже совсем рассвело. Костя вскочил, заметил в окне мать, уходящую на работу, едва взглянул на стол. Мама оставила ему крынку парного молока и что-то в чугунке, скорее, варёную картошку. В любой другой день Костя налил бы прямо в чугунок молоко, раздавил там картошку и стал с аппетитом уплетать получившуюся «кашу».

Но сегодня ему было не до завтрака! Даже не одевшись, Костя метнулся во двор – только не упустить Кроньку! Но ещё на полпути к сараю Лакшин понял, что опоздал. Петуха здесь давно нет: куры дружно и монотонно тюкали по земле, а не отряхивались и не хохлились, как это бывало всегда при виде Кроньки.

Костя затормозил и даже кулаки сжал от бессильной злости: его бравый петух как пить дать уже у Дудкиных! Злился, впрочем, он только на себя. Ведь давал себе слово не спать, а, вот ведь, неженка, уснул! А ещё он как-то моментально осознал, что всё напрасно: и утренняя тайная беготня, и вчерашний спор с Гошкой, задиралой из шестого класса, владельцем спесивого петуха Барона. Вчера Лакшин поспорил, кто победит на петушиных боях. Спор был на новый спиннинг, и Костя был уверен в лёгком выигрыше, ведь Кронька – самый сильный из кочетов, редко кто из ребят отважился выставить против лакшинского своего. А если и находились такие смельчаки, выигрывали они Костю редко, и то – по случайности. Да ещё и утренние «врастания» в поляны…

Пропал спиннинг, пропала рыбалка… Ох, и влетит от отца! Костя вяло оделся и потащился в дудкинский двор. Так и есть: Кронище топтался рядом с кучей отходов и, бестолково расставив лапы, подметал крыльями дудкинский мусор.

– Ах ты, окорочок несчастный! Опять ягодки клюёшь?! – набросился Костя на непонимающего петуха.

Кронька виновато моргал глазами, словно говоря: прости ты меня, дурака такого, в последний раз!

– Ладно, – пыл из Кости как-то враз вышел, – пошли домой, что ли?

Обрадованный петух шёл рядом с Костей, изредка пошатываясь из стороны в сторону. Старушки, сидящие на лавочке подле одного из домов, зашептались между собой:

– Ишь, какой идёт!

– До чего дошло: что там люди – куры пьяные ходют!

– И куда только хозяева смотрят?

– Они, наверное, также колобродят, окаянные! Чтоб выдохлась у них вся водка эта поганая!

Костя, старательно делая вид, что этот петух не его, думал, как ему победить Гошку. Гошка – противник серьёзный, петух у него не уступает Кроньке по силам, но Барон не любит драться, и в этом его слабость. Правда, Кронька сегодня «под этим делом», и гошкиному петуху не составит труда вытолкнуть его за круг. М-да, дело худо. На кону - спиннинг и Костина репутация. Проиграть никак нельзя! К тому же, есть ещё одно преимущество, он был на поляне. С такими мыслями Лакшин пошёл приводить петуха в чувство холодной водой.

…Битва была назначена на полдень, для того, чтобы солнце не светило петухам в глаза. Противники стояли друг перед другом. С одной стороны Гошка со своим красивым, красногрудым кочетом, с другой – Костя, с потрёпанным, задиристым «колотуном». Между ними судья – маленький, вечно оглядывающийся, Котлет – Федька Клементьев, пятиклассник из соседнего села. Он судит, потому что у него у единственного есть часы. Котлет чертит круг, противники дерзко рассматривают друг друга, остальные расположились вокруг. Все молча ждут начала. Лишь воздух наполнен жужжанием шмелей и пчёл, пением птиц, журчанием ручья, что беспечно несёт свои воды неподалёку, шумом ветра и далёкими звуками села. Откуда-то ещё приносит запахи молока, нагретой земли, радости и воли. Лучи солнца мягко трогают землю, ребячьи волосы, листья, облака. Кажется, что нет на Земле уголка лучше, красивее.

…Котлет резко махнул рукой. Бой начался. Поляна мигом превратилась из тихой опушки в оглушающую трибуну. Петухи пошли друг на друга, встали рядом. Никто из них не торопился. Кронька потому, что у него в глазах всё ещё плыло, Барон делал «красивое» выжидание. И тут Кронька, собравшись с силами, наскочил на противника и почти вытолкнул его за черту, но… Гошка подставил ногу, и Барон остался в кругу.

– Ты что это делаешь? – заорал на всю поляну Костя.

– Чё?

– Зачем ногу подставил?

– Какую ногу, ты чё, слепой?! Она у меня здесь стоит! – заголосил Гошка и ткнул землю под собой.

Они стояли и орали друг на друга долго. Вдруг Гошка разозлился и ударил Костю под дых. Лакшин согнулся, стал задыхаться, перед глазами летали радужные пятна, он хотел крикнуть, но вместо крика издал еле слышное хрипение. Потом, когда головокружение прошло, Костя схватил Кроньку, поднёс к голове Гошки, и петух, словно понимая, что надо сделать, с силой клюнул парня в лоб. Тот завопил не своим голосом, из ранки потекла алая струйка, и авторитетный, наводящий на всех страх, «выпендряла» бухнулся в траву. Когда гошкины дружки опомнились и хотели избить Лакшина, то его и след простыл…

…Костя сидел, свесив ноги с речного обрыва, прислонившись к берёзе. В груди трепыхалась боль. Слёзы текли по лицу. Петух закрыл глаза, пригревшись на хозяйских коленях. Костя гладил петуха, слышал, что его самого ищут, ходят рядом, но не обращал на это внимания. Потом топанье стихло, все ушли. А Костя сидел и думал. Думал о том, как плохо, что люди склонны обманывать, из-за этого обмана происходят сначала драки, потом войны, и даже гибнут люди. Из-за лжи, из-за подлости…

Он долго сидел и всё смотрел вдаль, куда неутомимо стремилась река. Там солнце уже красило небо красно-рубиновыми оттенками и собиралось уходить, чтобы не видеть мальчишеской печали…

– Пойдём, Кронька, мама заждалась.

И Костя поспешил к дому той же дорогой, по краю поля, как бежал сегодня утром.

«Пжлст», не забывайте о «великом и могучем»!

Недавно задумался: почему в нашем языке стало так много ошибок? Казалось бы, сейчас время новых технологий. Компьютеры делают за людей многое: начиная от элементарного написания текстов до сложных процессов поддержания жизни. С появлением компьютеров жизнь человека переменилась. Не спорю, эта техника очень нужная и полезная, но тем более важно правильно с ней обращаться…

Язык стал бедным, упрощённым. К примеру, вместо слова «привет» люди пишут «прив», вместо «нормально» – «нормас» или «норм», красивое слово «пожалуйста» превратилось в корявое «пжлст», «спасибо» – в «спс». И что? Современный человек всеми силами стремится к тому, чтобы вскоре язык мутировал и превратился в набор жалких, некрасивых слов? Да это уже и речью трудно будет назвать… И это ещё я не упоминаю о глупой трясине компьютерных игр!

Уже мало тех, кто пишет родным и знакомым бумажные письма, ведь гораздо проще их настрочить в соцсети, да и компьютер за автора проверит правильность слов. Но в результате получается, что человек перестаёт самостоятельно выявлять неправильно написанные слова.

Я хожу по нашему городу, обращая внимание на рекламные щиты, присматриваюсь к ценникам в магазинах и объявлениям в маршрутках. И, к сожалению, вижу множество орфографических и пунктуационных ошибок. Свежие примеры: районно-методический центр «Октябрь» в рекламе «Маёвки» приглашает на «дИбаты». Магазин «Центромебель» проводит «весеНюю распродажу». Даже в огромном поздравлении ветеранам Великой Отечественной войны, расположенном у кафе «Мечта», допущена досадная пунктуационная ошибка!

И тут одно из двух: либо люди не замечают этих ошибок из-за неграмотности либо считают это мелочью, пустяком? Но это – не пустяк, это наша родная речь и наш «великий, могучий русский язык», который, я считаю, должен и впредь оставаться красивым. Кстати, 6 июня – день русского языка. Давайте хоть его отпразднуем его без ошибок.

Забытая история села Матвеево

Война всегда плохо. И страшно. Гражданская война – особенно. Но, как правило, в боевых действиях участвуют мужчины, подготовленные бойцы. И поэтому в десятки раз больнее, когда чёрное крыло войн касается самых слабых, абсолютно неповинных людей.

Село МатвеевоЛысьвенскогорайонараньше именовалось Матвеевским и располагалось на Гороблагодатском тракте. Он шёл по уральской тайге со стороны Кунгура,через Кын,в направлении к горе Благодать (теперь Свердловская область). Именно на этом тракте разворачивались в годы Гражданской войны активные действия. С той поры вдоль негото тут, то там белеют обелиски. Где-то были бои, где-то могила погибшего комиссара, а в Матвеево – произошла особая история…

В ноябре 1918 года колчаковские каратели пригнали в Матвеево из сёл Сосновки иБерёзовкигруппулюдей. Это были матери, отцы, жёны и дети красноармейцев и комиссаров.Ночь перед расстрелом несчастные провели в стенах сельской школы, об этом позже вспоминала одна из школьных техничек. Сейчас того деревянного здания уже не существует.

На следующее утро заложников повели по дороге за село, в лог реки Маряшки. Неширокий, но довольно глубокий лог наверху зарос высокими елями. Из стен лога то тут, то там выпирают корни деревьев и каменные плиты. Здесь и прозвучала сто лет назад безжалостная команда: «Расстрелять!»

Старейший житель села, Галина Фёдоровна Мельцина, вспоминает, что очень многое о том времени рассказывала ей свекровь. «Одну ночь в хате ночуют белые, другую – красные…» Она была свидетелем, как в село привели группу незнакомых людей, человек 30. Среди всехособо выделялась женщина с длинной косой и грудным ребёнком на руках. Говорят, местные жители даже просили у конвоиров оставить в живых её или хотя бы ребёнка… Позже свекровь делилась и такими воспоминаниями с Галиной Фёдоровной: «Спрашиваю у них, кому нам подчиняться, солдатики, кто власть-то? А они мне в ответ: белых не жди, да и красным не радуйся».

Косвенный свидетель тех страшных событий, жительница села Матвеево Нина Степановна Косвинцева, вспоминает о страшной находке в логу Маряшки. В 50-е годы они, тогдашние пионеры, ходили со своей учительницей на экскурсию в тот самый лог.Время и вода обнажили на склоне оврага человеческиеостанки. Даже сейчас, спустя десятки лет, женщину переполняют чувства: «Как сейчас вижу: кости, кости, торчат из земли во все стороны. А учительница нам говорит, видите, мол, ребята, здесь белогвардейцы расстреливали…». Вспоминает она, что кто-то из её одноклассниковдаже вытащил из землирёберную кость и стал ей размахивать, пугая окружающих. «Сейчас, столько лет спустя, до сих пор жутковато, - продолжает она. – Когда ходячая была, если пойду в ту сторону по веники, так в лог не спускалась, с краю ходила». И с гордостью отмечает, что те самые берёзы вокруг памятника высаживал их класс.

Через некоторое время останки были извлечены из лога и похоронены рядом с трактом. Занимались этим сначала учительница Лилия Васильевна Полушкина, а затем фронтовик Матвей Николаевич Мельцин. На безымянном братском захоронении установили небольшой монумент и оградку.

Он находится совсем близко у села. Но, к сожалению, о нём мало знают даже местные жители. В августе 2017 года мы нашли памятник в удручающем состоянии: памятная табличка прострелена вандалами, обелиск зарос кустарником, оградка проржавела. К счастью, в этом же году работники культуры Татьяна Викторовна Климова и Татьяна Николаевна Бурылова выиграли проект на восстановление памятного места. И уже в 2018 году оно обрело новый облик.

Эта история так взволновала меня, что в процессе краеведческого поиска возник 10-минутный документальный фильм «Забытая история». Премьера состоялась 4 ноября, в День народного единства, в доме культуры села Матвеево. Название фильма выбрано не случайно. Забытая история – это не только про расстрел в Матвеево, но и в целом о нашей стране. Печально признаваться, но мы не помним нашу историю, не уделяем ей должного внимания, а иногда старательно стираем. Это, конечно,подлость - лишать жизни невинных людей. Но ещё хуже забыть об этом.

                                                                 

   
   
© ALLROUNDER