Поиск  

Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Метки
   
Расширения Joomla 3

Люди чести

Говорят, что люди, как реки – разные. Я видел Дон, Москву-реку, Кальмиус и маленькую речку Миус, которая протекает у нас на Донбассе. Они действительно разные. Величественно катит свои воды Дон, хороша Москва-река, суров Кальмиус, но для меня ближе и родней маленькая речка Миус, которая течёт недалеко от моего села. Так и люди, уважаемые, великие, заслуженные, президенты и военные, писатели и учёные, спортсмены и артисты, сделавшие очень много для своей страны, своего народа.

А я хочу рассказать о простых, но очень родных для меня людях, прадедушке и прабабушке.

Я никогда их не видел, но моя бабушка рассказывала мне о них. Они были людьми чести, прожили трудную, но интересную жизнь.

Мой прадед, Ромашко Андрей Данилович (1911 – 1987) родился в селе Большие Сорочинцы Миргородского района Полтавской области. Семья была бедная, жили очень трудно, много работали в поле, но так и не разбогатели. Прадед Андрей всю жизнь увлечённо учился. В школу ходил босой и плохо одетый, но семь классов закончил на «отлично».  Поступил в строительный техникум в городе Миргород. Работал в Полтаве прорабом. Молодой советской республике нужны были учителя, чтобы побороть безграмотность в стране, и райком ВЛКСМ послал его учиться в Одесский педагогический институт. В студенческие годы прадед Андрей вместе со своими товарищами организовал пионерский отряд. Мальчики и девочки не только носили красные галстуки, ходили строем и били в барабаны, они занимались нужными и полезными делами. Вместе со своими вожатыми вечерами учили рабочих порта грамоте, собирали книги для избы-читальни, а ещё много работали и заработали деньги на трактор для села.

Когда я это узнал, то очень удивился. Какие молодцы, целый трактор, вот это да.

Быстро пролетели студенческие годы.

После окончания института он поехал на Донбасс. Но прежде в общежитии у соседа он попросил огромный чемодан. Прадед собрал в него все книги и конспекты, пришёл на вокзал, поезд задерживался. Он положил под голову чемодан, а рукой держался за ручку и заснул. Проснулся от свиста поезда, подхватился, а чемодана нет, только ручка от чемодана в руках. Жаль было книг, но искать было бесполезно и он побежал на поезд.

На Донбассе он проработал учителем математики в селе Степановка Чистяковского района Сталинской области с 1930 по 1935 годы. Затем военкоматом был направлен во 2-е Ленинградское военно-авиатехническое училище, так он стал кадровым военным, лётным техником. Андрей Данилович участвовал в Советско-финской войне с ноября 1939 года по март 1940 года в составе 12-ой истребительной авиационной эскадрильи. Женился на Чумак Галине Макаровне (1912 – 1987). Она закончила семь классов в с. Сорочинцы Миргородского района Полтавской области, работала воспитателем в                                с. Большая Шишовка на Донбассе. Перед Финской войной они жили в военном городке на границе с Финляндией. Однажды ночью Галина Макаровна заметила на территории городка посторонних людей. Она сообщила дежурному по части. Посторонних задержали, они оказались финскими диверсантами, которые хотели отравить воду в колодце. Выстроив часть на площади, командир полка перед строем солдат вынес прабабушке благодарность за бдительность.

Грянула жестокая Великая Отечественная война. Галина Макаровна с пятилетним сыном Виктором эвакуировалась на Урал. Прибыла на станцию Мокроус. По вагонам разнеслось: «Выгружайся…»

Село Ивановка Саратовская область. Надо было жить, спасать ребенка от болезней и голода. И прабабушка не отказывалась ни от какой работы. До 1942 года работала в колхозе. Надо было возглавить цех на работе, и она стала мастером брынзозавода. Всегда честная, принципиальная, всегда поддерживающая отчаявшихся подруг. В 1943 году работала на промкомбинате, шила для фронта кожухи и рукавицы. В сентябре 1943 года, после освобождения Донбасса, вернулась в с. Степановку Снежнянского района Сталинской области. С 1945 по 1947 годы жила с мужем в г. Таллин. С 1947 года по 1953 год – в г. Балтийске Калининградской области, с 1953 года по 1959 год жила в г. Советская Гавань Хабаровского края.

Прадед воевал в Великой Отечественной войне с июня 1941 года по 9 мая 1945 года в составе 3-й авиационной эскадрильи 71-го авиаполка. За период оборонительных боёв на ближних подступах к Ленинграду 3-я авиационная эскадрилья 71-го авиаполка произвела более 2000 самолётовылетов, уничтожила 140 танков, 320 автомашин, 49 полевых орудий. Личный состав эскадрильи сражался рядом с солдатами Ленинградского фронта, моряками, народным ополчением. Им удалось в сентябре 1941 года остановить немецко-фашистские войска. Не сумев взять Ленинград штурмом, фашисты решили артиллерией и налётами авиации уничтожить город и его жителей. Но командование Ленинградского фронта разработало единый план действий авиации и артиллерии. Военно-воздушные силы под командованием генерал-майора авиации М.И.Самохина оказали активное содействие сухопутным войскам.

Блокировав Ленинград, фашисты думали о том, что голод сломит сопротивление ленинградцев. Прадед пережил блокаду Ленинграда. Не понаслышке знал, что такое сто грамм чёрного блокадного хлеба. Он вспоминал, что когда совсем не было еды, то они с товарищами собирали и жарили грибы на отработанном авиационном масле. (После войны он никогда больше не ел грибов.)

Узкая полоска воды Ладожского озера стала Дорогой жизни. По ней в город везли продовольствие. Фашисты пытались уничтожить дорогу, но советские лётчики героически защищали Дорогу жизни от врагов. В одном из воздушных боёв лётчик С. Горгуля сбил немецкий самолёт, но был смертельно ранен, посадив свой самолёт на лёд, герой на клочке бумаги написал: «Умираю за Родину. Победа за нами.»

За время блокады Ленинграда советские лётчики совершили 8000 боевых вылетов, провели 203 воздушных боя. И Ленинград выстоял.

Много испытаний выпало на долю моего прадеда. Он тонул в Балтийском море, когда полк перебирался на новый аэродром. Транспорт был потоплен мессершмидтами, но он выжил. За время войны он лично обеспечил свыше 1215 боевых самолётовылета. А вместе с товарищами, их называли «друзьями Сталинских соколов», обеспечили 9452 самолётовылета. Ранение получил в 1941 году на миноносце «Смелый», в 1942 году прадедушка был снова ранен. Всегда был смелым и храбрым. Прошёл с боями от города Ленинграда до Восточной Пруссии. Освобождал города Нарву, Таллин, Ригу, Кёнигсберг, Пилау, острова Гоглан, Хиума, Сарема. После войны служил в г. Балтийске Калининградской области, затем в г. Советская Гавань Хабаровского края. В 1959 году вышел в отставку гвардии-техником капитаном.

Награждён тремя орденами Красной Звезды (а тремя орденами Красной Звезды за годы Великой Отечественной войны было награждено только тысячу человек). Первый свой орден Красной Звезды прадед получил в 1943 г. В приказе № 5 от 14.07.1943 г. о награждении говорилось: «В один из боевых дней машина, которую обслуживает тов. Ромашко вернулась с боевого задания побитой в воздушном бою. Было побито хвостовое оперение, перебит ланжерон верхней левой плоскости, бензобак, левая Б-образная стойка. Предстоял ремонт, требующий много времени. Но несмотря на это, тов. Ромашко сразу же приступил к работе. В условиях зимы под открытым небом провёл всю работу в три раза быстрее и на следующий день к 12.00 машина была в строю. В июне месяце 1942 г. в один из боевых вылетов на штурмовой удар по врагу машина тов. Ромашко получила серьёзное повреждение. Надо было заменить мотор. Тов. Ромашко организовал и провёл эту работу в течение 12 часов, вместо 36 установленных».

А ещё мой прадедушка был награждён орденом Боевого Красного знамени, орденом «Знак Почёта», орденом Отечественной войны IIстепени и 11 медалями, одна из них – «За оборону Ленинграда».

Андрей Данилович любил повторять: «Ведь мы такими родились на свете, что не сдаёмся нигде и никому».

Я считаю, что мои прадедушка и прабабушка прожили свою жизнь с честью, никогда не запятнав себя отрицательными поступками. Я их люблю и всегда буду помнить и гордиться ими.

   
   
© ALLROUNDER