Поиск  

Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Метки
   
Скачать бесплатные шаблоны Joomla

Владимир Маяковский вчера и сегодня

В этом году исполняется 125 лет со дня рождения Владимира Владимировича Маяковского, не только поэта, но и человека, умевшего произвести неизгладимое впечатление на публику, потрясти ее своими идеями. Его творчество и сейчас любимо многими, личность обсуждается и изучается, пьесы ставят на различных сценах, а стихотворения звучат в залах и на улицах.

Имя Маяковского знакомо каждому жителю России с самого раннего детства, когда мы впервые вместе с поэтом задумались над тем, что такое хорошо и что такое плохо. Возникают вопросы: как повлияло творчество Маяковского на его современников – простых читателей и людей искусства? Как сейчас воспринимаются людьми произведения поэта-футуриста, интересны ли они сегодняшнему читателю и зрителю? Как оценивали его личность и творчество современники, творческие люди начала и середины 20 века? Почему нынешние деятели искусств и современные читатели обращаются к его наследию?

Переоценить влияние Маяковского на современное ему искусство невозможно. Стоит взглянуть на ряд приведенных ниже цитат, принадлежащих его соратникам, последователям, единомышленникам, а также тем, кто многие годы полемизировал с ним. Здесь встретятся мнения людей разных поколений, разных политических течений (что особенно важно в связи с идеологической составляющей творчества Маяковского), разного рода деятельности (поэты, режиссеры, музыканты и пр.), разных поэтических направлений (символисты, акмеисты, футуристы, обэриуты), разных стран (Чили, Франция, Германия, Россия). Среди них А. Блок и А. Белый, А. Ахматова и М. Цветаева, А. Куприн и М. Булгаков, А. Вертинский и Д. Шостакович, Вс. Мейерхольд и С. Эйзенштейн, Б. Брехт и П. Неруда и другие. Все это в очередной раз подтверждает важность титанической фигуры Маяковского не только для русского (советского), но и для мирового искусства. Обратимся к фактам.

2 и 4 декабря 1913 г. в театре на Офицерской улице, 39 была показана трагедия "Владимир Маяковский", в которой 20-летний автор выступил как поэт, режиссёр и актёр. Впечатленный постановкой Блок написал Мейерхольду: "А вот ещё, если бы вместо всех стихов, которые я имею Вам предложить, дал отрывок или отрывки Маяковский, - было бы интереснее".

Автору «Гранатового браслета» Александру Куприну, по воспоминаниям писателя Бориса Лазаревского, Маяковский понравился, как и его стихи. Однако позже, в статье «Футуристы и большевики», Куприн описывает и футуризм, и его главную фигуру в саркастическом тоне. Вероятно, это связано с тем, что между их встречей (1915 год) и публикацией статьи (1920 год) успела произойти Русская революция, результаты которой и повлияли на данную Куприным оценку.

Между другим известным прозаиком, Булгаковым, и Маяковским наблюдалось настоящее литературное противостояние. Как отмечает в своей статье«Они сошлись…» Е.А. Яблоков, у авторов были общие черты (едкость сатиры, к примеру, (особенно по отношению к бумажной волоките)), но их взгляды на мир, и не только политические, были абсолютно противоположными.

Валентин Катаев в очерке «Трава забвенья» рассказывает о первой встрече Булгакова и Маяковского (онапредставляла собой соревнование в остроумии), а также о том, как Маяковский «подарил» Катаеву название для романа – «Время, вперед!».

Исследователь творчества Даниила Хармса А. Кобринский в своей книге отмечает, что знаменитый обэриут был лично знаком с не менее известным футуристом и знал наизусть порядка 20 его стихотворений и отзывался о них как об образцах творчества.

Поэт, которого Маяковский называл«поэт почитаемый», Саша Черный, в свойственной ему сатирической манере отзывался о футуристах, в том числе о Владимире Маяковском, убийственно высмеяв его тогдашних сподвижников и их эпатирующий манифест «Ослиный хвост», написав своё «Рождение футуризма». Впоследствиипоэт припечатал и самого “агитатора, горлана, главаря”, назвав “красным бардом из полпивной”. Это говорит, по меньшей мере, о неравнодушии Саши Чёрного к поэзии Маяковского.

Автор «Доктора Живаго» Борис Пастернаклюбил раннюю лирику Маяковского: «На фоне тогдашнего паясничания ее серьезность, тяжелая, грозная, жалующаяся, была так необычна. Это была поэзия мастерски вылепленная, горделивая, демоническая и в то же время безмерно обреченная, гибнущая, почти зовущая на помощь». Но рвения Маяковского в пропаганде Пастернак не понимал.

Интересные строки можно встретить в «Заметках о Маяковском» Игоря Северянина:«Оказывается, я очень сильно и по-настоящему любил Маяковского. Это я окончательно осознал в 1930 г., сразу же по возвращении из Берлина».

Анна Андреевна Ахматова, стихи которой Маяковский знал наизусть, посвятила ему стихотворение «Маяковский в 1913 году»:

…Все, чего касался ты, казалось

Не таким, как было до тех пор,

То, что разрушал ты, – разрушалось,

В каждом слове бился приговор.

Одинок и часто недоволен,

С нетерпеньем торопил судьбу,

Знал, что скоро выйдешь весел, волен

На свою великую борьбу…

… И еще не слышанное имя

Молнией влетело в душный зал,

Чтобы ныне, всей страной хранимо,

Зазвучать, как боевой сигнал…

1940, март

Ахматова, однако, была не единственной поэтессой, писавшей о Маяковском. Об интересе Цветаевой к творчеству Маяковского говорит тот факт, что в 1930 году ею написано 7 стихотворений, посвящённых поэту.

У новатора в области кино Сергея Эйзенштейнатоже есть «Заметки о В.В. Маяковском». Вот какое впечатление произвел поэт на режиссера: «До сих пор неизгладимо в памяти: Громкий голос. Челюсть. Чеканка читки. Чеканка мыслей. Озаренность Октябрем во всем».

Уже упомянутый выше Мейерхольд, представитель нового театра, с которым Маяковский много сотрудничал, так описывает драматургию поэта в «Слове о Маяковском»: «Маяковский строил свои пьесы так, как до него никогда никто не строил». Режиссер также отметил несвойственные для деятеля пера навыки, которые он обнаружил в Маяковском: «Маяковский показал себя в совместной работе не только замечательным драматургом, но также и замечательным режиссером».

Певец Александр Вертинский, который в 1917 году выступал вместе с Маяковским в «Бродячей собаке», писал: «Футуризм сделал свое дело, обратив на нас внимание общества, и больше он уже не был нужен ни нам, ни публике… Постепенно мы стали отходить от футуризма. Каждый уже шел своим путем. В итоге футуризм ничего и никого не создал. Маяковский? Но Маяковский велик сам по себе, независимо ни от чего».

Другой деятель музыкальной сцены, великий композитор Дмитрий Шостакович, вспоминал: «Я начал увлекаться поэзией Маяковского с раннего возраста. Есть такая книжка "Все сочиненное Владимиром Маяковским". Она была издана на плохой бумаге в 1919 году. С нее и началось мое знакомство с поэтом…

   В последующие годы я старался не пропускать ни одного выступления Маяковского в Ленинграде. Я ходил на его вечера с моими товарищами, писателями, и мы слушали Маяковского с большим интересом и увлечением.

   Моим любимым стихотворением было "Хорошее отношение к лошадям". Я и сейчас его люблю и считаю одним из лучших произведений Маяковского. В юности на меня произвела очень сильное впечатление поэма "Облако в штанах". Нравились мне "Флейта-позвоночник" и целый ряд других стихотворений.

   Я пытался писать музыку на стихи Маяковского, но это оказалось очень трудным, как-то не получалось. Должен сказать, что переложить стихи Маяковского на музыку очень трудно, мне особенно трудно это сделать, так как в моих ушах и сейчас звучит чтение Маяковского и мне бы хотелось, чтобы в музыке нашли себе место интонации Маяковского, читающего свои стихи».

Знаменитый немецкий драматург Бертольт Брехт в 1946 году написал четверостишие в память о Маяковском – «Эпитафия для М». В нем упоминается одно из последних произведений Маяковского – пьеса «Клоп».

О влиянии Маяковского на поэтов других стран писали и говорили очень много. Приведём лишь одну цитату: «Достаточно напомнить, что крупнейшие поэты современности – Иоганнес Бехер, Луи Арагон, Пабло Неруда, Назым Хикмет – считают Маяковского своим учителем» [6, с.6].Неруде принадлежат следующие слова: «Сила, нежность и ярость Маяковского остаются и поныне высочайшими образцами нашей поэтической эпохи».

В 1935 году, уже после смерти поэта, Иосиф Сталин высказал свою точку зрения на его творчество: «Маяковский был и остается лучшим, талантливейшим поэтом нашей советской эпохи. Безразличие к его памяти и его произведениям – преступление».

Читая эти строки, понимаешь, какой интерес вызывала поэзия и драматургия Маяковского, как высоко оценивали его современники, многие из которых признавали, что в процессе творчества ощутили влияние его личности и произнесенного, написанного им Слова.

После трагической смерти Маяковского его творчество не осталось забытым. Возможно, сыграла роль оценка, данная И.В. Сталиным, которая стала руководством к действию для критиков, учёных, издателей.

Маяковский издавался массово и часто. К его творчеству обращались многочисленные исследователи. Читательский интерес к личности и литературным произведениям поэта не ослабевал. Обратимся лишь к некоторым фактам: в 1955 году было выпущено полное собрание сочинений В.В. Маяковского в 13 томах; в 1963 году увидели свет «Избранные произведения» (тираж 100 тысяч экземпляров) – внушительное издание; с его помощью вполне возможно познакомиться с творчеством поэта, получить представление о масштабе его личности, основных темах лирики и образном строе поэтической речи; в 1965 году вышел сборник статей «Маяковский и проблемы новаторства», где исследовались открытия поэта в области стихосложения и его влияние на поэзию 20 века. И это далеко не все книги Маяковского и о Маяковском…

В 1952 году была издана книга Б. Ростоцкого «Маяковский и театр»; в ней рассказывается о сценическом опыте самого Маяковского, о первых постановках «Клопа» и «Бани». Из нее, в частности, можно узнать, что в 1948 году пражская Студия ДИСК поставила «Баню» на своей сцене, об интересных режиссёрских и сценических находках и вызванном пьесой резонансе среди зрителей и критиков. В 1953 году Москва вновь увидела «Баню», но уже на подмостках Театра сатиры. На этот раз спектакль держался в репертуаре в течение нескольких десятилетий; в 1962 году был снят мультипликационный фильм «Баня» по одноименной пьесе поэта.

В 1938 году был открыт музей Маяковскогов Москве, на Таганке, а в 1940 году – в доме Маяковских в Багдади.

Всё это говорит о неослабевающем интересе к творчеству Владимира Маяковского в Советскую эпоху. Однако стоит отметить, что взгляд на его личность и произведения в это время был традиционным. Поэта рассматривали в первую очередь как певца революции.

И ныне, в XXI веке, Маяковский известен каждому россиянину. Конечно, частично эта популярность уходит корнями в советский период, но сейчас творчество поэта обязательно к ознакомлению только в рамках школьной программы. В остальном к нему приводит не необходимость познакомиться с определёнными программой произведениями и не государственная идеология, а интерес самого широкого круга читателей.

Например, зайдя в книжный магазин (реальный или виртуальный), в разделе «Поэзия» вы всегда найдете сборник В.В. Маяковского, и не один. Эти сборники выпускаются снова и снова. Также нетрудно найти на книжных полках биографии поэта и литературоведческие труды, посвящённые его творчеству. Там можно найти и книги, выпущенные в только что начавшемся 2018 году. Например, «Маяковский: Трагедия-буфф в шести действиях» Дмитрия Быкова из серии «ЖЗЛ».

Драматургия Маяковского тоже привлекает внимание. В январе 2017 в Александринском театре состоялась премьера спектакля «Баня» по одноименной пьесе Маяковского. Как зритель, могу лишь отметить, что финал спектакля был изменён по сравнению с оригиналом, сатира над советской бюрократией была распространена постановщиками на весь тоталитарный режим.

В 2014 году в московском ЦВЗ «Манеж» была показана выставка, специально подготовленная для этой площадки Питером Гринуэем и СаскиейБоддеке, – «Золотой век русского авангарда», где среди прочих деятелей искусства того периода был представлен и В.В. Маяковский.

В 2016 году в галерее «На Шаболовке» в Москве проходила выставка «Булгаков vs Маяковский», вдохновленная воспоминаниями современников о том, что писатели нередко становились соперниками не только на литературной арене, но и в бильярдной. На выставке можно было увидеть историю противостояния двух творцов, рассказанную с помощью неожиданных и интересных экспонатов.

Недавно (в январе) в Театральном музее Петербурга завершилась выставка «Маяковский “hautecouture“: искусство одеваться», которая, как можно догадаться по названию, показывала стиль футуриста в одежде. Есть в нашем городе и улица Маяковского, и станция метро с тем же названием, и памятник поэту.

В Москве тоже можно найти памятник Маяковскому – он стоит у одноимённой станции метро, на Триумфальной площади, есть и посвящённый поэту-футуристу музей. На данный момент здание московского музея Маяковского находится на ремонте, его открытие запланировано на 2018 год, что обещает нам новый всплеск интереса общества к личности и творчеству поэта.

Другой музей Маяковского, находящийся в его родном Багдати, городе, когда-то носившем название «Маяковский», является одной из главных его достопримечательностей.

В 2017 году петербургская центральная городская публичная библиотека им. В.В. Маяковского проводила фестиваль «Маяковский-фест» в честь 125-летия со дня рождения поэта. В ведении библиотеки также находится сайт с информацией о его творчестве, жизни и разныхконкурсах, проектах.

Вряд ли возможно перечислить все публикации, издания, мероприятия и события, связанные с именем Маяковского, даже в рамках неполных 18 лет нового века, но масштаб уже перечисленных дает нам понять всю значимость этой личности для российского читателя, для разных поколений жителей России, убедиться в том, что его произведения по-прежнему востребованы, хотя их трактовки и изменились.

Я полагаю, что вывод напрашивается сам собой: как сильно творчество Маяковского ни было бы связано с коммунистической идеологией, оно остается актуальным и по сей день, даже после её краха, потому что дело вовсе не в этой связи, все дело в силе таланта и масштабе личности поэта.

Именно благодаря таланту творцаи бесстрашию новатора имя Маяковского и его творения по-прежнему вызывают интерес читателя. И как бы ни хотелось самому известному футуристу бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. и проч. с Парохода Современности, он сам в каком-то смысле оказался в одном ряду с ними – для своих современников он новатор, а для нас – классик.

С течением времени произведения поэта вновь получат новую трактовку, на них посмотрят с других ракурсов, переосмыслят. Так, как это сделали мы – читатели 21 века. И поэтому Маяковский – бессмертен.

Слушайте,

товарищи потомки,

агитатора,

горлана-главаря.

Заглуша

поэзии потоки,

я шагну

через лирические томики,

как живой

               с живыми говоря.

   
   
© ALLROUNDER