Поиск  

Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Метки
   
http://nachodki.ru/

Дорогие друзья, размещаем очередную подборку работ, прошедших во второй этап конкурса

Незнанова Ева

Душа и сердце просят рассказать…

В 2018 году свой восьмидесятилетний юбилей отметил прекрасный

сибирский поэт Андрей Румянцев. Творческий вечер Андрея Румянцева

«Открыть душе дорогу к свету» прошел в Музее истории города. На нем

прозвучали стихи Андрея Румянцева, песни, написанные им. Была

представлена литературно-музыкальная композиция, отражающая его

творческий путь, выступали друзья и коллеги поэта. Наш корреспондент Ева

Незнанова, поклонница его творчества встретилась с ним беседу.

-- Ваше творчество довольно разнообразно, откуда вы берёте тему,

направление, идеи?

--Просто душа и сердце просят рассказать такими лирическими, светлыми

словами о своей Родине. Родина всегда вызывает чувство светлое, поэтому

долг поэта, мой долг рассказать о своей Родине, о людях, которые живут в

твоём краю с любовью. Тогда может другие твои земляки, а может читатели,

живущие далеко откроют для себя тот край, полюбят его и скажут: «Как

замечательно поэт написал о своей родной земле. Я также люблю свою

малую Родину, Россию.

-Действительно, у вас много стихотворений о родном крае, о Бурятии, о

Байкале, Пожалуй, эта патриотичность, выраженная в ваших стихах

меня и привлекла.

-Когда пишешь стихотворения, ты не думаешь о том, будут ли они

патриотичными или нет. А просто слова идут от души и сердца.

--Мне очень понравились ваши стихи, некоторые я выучила наизусть. Вы с

удивительной теплотой, так искренне воспеваете свой родной край,

священное море Байкал, свою деревню Шерашово, что находится в

Кабанском районе Бурятии.

-Да, родная земля и Байкал давала силы. Я родился на восточном берегу

Байкала в семье потомственных рыболовов, с детства Байкал вошел в мою

жизнь и в мои стихи. Я написал книгу стихов «Колодец планеты», которая

вышла в Москве. Написать о Байкале, родном для меня море, было святым

долгом. Я и раньше немало стихов посвятил Байкалу, как сокровищу своей

жизни. Мы обязаны как зеницу ока беречь свое национальное сокровище,

«колодец планеты. В мире проблема чистой питьевой воды становится все

острей. В последние годы был во Франции, Швейцарии, Польше, Испании и

всюду катастрофически не хватает воды, она становится стратегическим

сырьем, дороже золота и алмазов, главным богатством любой страны.

Думаю, господь даровал мне два богатства: первое — это Байкал, на берегу

которого я родился и вырос, а второе — это многодетная семья, семь братьев

и сестер, которые поддерживали меня всегда.

-Андрей Григорьевич, у вас немало стихов о матери, о близких людях, о

земляках. И у всех стихов одно свойство: они предельно искренни и

душевны?

- Без них не представляю родины в широком смысле слова. Они мне дороги,

любимы и значимы.

– Вы один из творческих людей, которые внёсли большой вклад в

литературную жизнь не только Сибири, но и всей России. Интересно то,

что со студенчества прошли долгий путь с нашими талантливыми

известными людьми: писателями и журналистами: Валентином

Распутиным, Александром Вампиловым, Кимом Балковым, Сергеем

Китайским, Евгением Суворовым, Виталием Зоркиным, Борисом

Леонтьевым, Игорем Петровым. Что вас всё - таки объединяло?

-Вся моя жизнь прошла рядом с этими дорогими мне людьми. В 1953 году

поступил на филологический факультет Иркутского государственного

университета, где в те годы учились будущие известные писатели и

журналисты. Студенческая жизнь располагала к творчеству, первые стихи я

напечатал в иркутских газетах. Я очень ценю эти моменты, когда мы

учились в шестидесятых годах в Иркутском государственном университете,

вместе потом работали, хотя в разных редакциях, городах, но всё равно

встречались, наша дружба была крепкой, на всю жизнь. Я могу об этих

людях рассказывать целый вечер. Это были удивительные люди,

талантливые очень и хорошие друзья. Они относились друг другу и ко мне

душевно, всегда помогали. Они помогали не только советами, но и жизнь

устроить лучше. И в творчестве, как лучше написать ту или иную книгу. Их

влияние было широким, большим и всегда необходимым для меня».

 -Андрей Григорьевич, вы являетесь членом Союза журналистов России,

ведете большую общественную и организационную работу, занимаетесь

переводом. Как вы всё это успеваете?

-Да, я много лет занимаюсь переводом. Мне всегда нравилось в стихах

поэтов других национальностей то, что каждый из них выражает душу своего

народа. Стоит почитать стихи тувинского, бурятского, таджикского,

чеченского поэта - и ты узнаешь очень многое об их народах: нравственных

правилах, особенностях быта, укоренившихся традициях. Прочитаю только

одно четверостишие из стихотворения бурятского поэта Бориса Сыренова в

своем переводе — разве в нем не чувствуется народный взгляд на жизнь?

 Когда твое солнце к зениту пошло,

С людьми поделиться теплом поспеши,

И щедрая плата за это тепло

Окажется главным богатством души».

- Я знаю, что вы написали книгу о драматурге Александре Вампилове, о

писателе Валентине Распутине. Какая ваша любимая тема?

- В последнее время любимая тема - рассказать о самых знаменитых людях

России. Героев будущих книг я выбираю из тех людей, которые посвятили

себя искусству, литературе, живописи. В серии «Жизнь замечательных

людей» издательства «Молодая гвардия выпустил биографии выдающихся

деятелей культуры Иркутской области — Александра Вампилова, Валентина

Распутина. Следующей книгой из серии «Жизнь замечательных людей»

будет о музыканте Денисе Мацуеве. Недавно вышел в Москве сборник «От

сосны до звезды», который вместил всё главное из того, что пережито,

передумано, осмыслено.

За отцовской избушкой,

От прясла,

Отчеркнувшего маленький двор,

Начинается дивный и ясный,

Весь исхоженный мною простор.

Видишь, в поле сосна, как травинка,

Дальше холм, как под снегом копна, —

Это вечно живая картинка

В нетускнеющей раме окна.

Ну, а дальше, омытая синью,

Нежнозвучна, библейски чиста,

Во все стороны света — Россия,

От сосны до звезды — высота!

-Андрей Григорьевич, заслуг и наград у вас очень много, а в связи с 80-

летием вы удостоены государственной награды - серебряной медали

Пушкина. Я хочу с этим тоже вас поздравить и пожелать дальнейших

успехов.

- Спасибо, Ева. Желаю удачи и творческих свершений!

- Вот и разговор наш подошел к концу, я многое узнала об этом

замечательном и гениальном человеке. Меня восхитила его скромность,

тёплая улыбка и добрый прищур глаз, его внутренняя культура и

интеллигентность. У Андрея Григорьевича богатый жизненный опыт и

духовный мир, а мудрые стихи идут, как он признался от сердца, от души.

___________________________________________________________________

Нинёва Ольга

История моей семьи со времен Первой Мировой Войны

Мне удивительно то,как история России вершившаяся где то далеко в Москве и Петербурге повлияла на историю моей семьи жившей в глухой Сибирской деревне в 200км от Новокузнецка.В то время не было поездов ,сотовой связи,мощного оружия ,но Первая Мировая Война,революция и гражданская война пронеслись по Сибири грубо вмешиваясь в судьбы людей.Я хочу рассказать историю моего прапрадеда Мартынова Федора Герасимовича.

Мартынов Фёдор Герасимович родился в семье середняка. В семье было 24 ребёнка, из них 22 мальчика и 2 девочки. В царское время существовал закон, согласно которому крестьянские семьи, в которых рождается мальчик, получали надел земли . На детей женского пола этот закон не распространялся . Поэтому у его семьи было много земли и большое подсобное хозяйство. На сезонные работы его отец нанимал батраков . В хозяйстве имелось 7 машин(сеялка, веялка, молотилка и т.д.) .После революции семья была раскулачена.

Судьба семьи Мартыновых была очень трагична. В первую мировую войну погибли 21 сын и 1 дочь, остался в живых один Фёдор Герасимович и его сестра . Сам Фёдор Герасимович в период правления царя был призван в армию и прослужил в общей сложности 25 лет ,принимал участие в боях в период первой мировой войны и имел боевые награды .Он был Георгиевский кавалер . В момент революции в России его полк был брошен на произвол судьбы и Фёдор Герасимович попал в плен. Он был угнан в Данию и там продан в батраки зажиточному фермеру.

Фермер, в последствии, оценил его как человека и женил на своей дочери. Фёдору Герасимовичу были сделаны новые документы, по ним его звали Фридрих Марти. В этом браке родилось 2 сына. Фёдор Герасимович оставил семью и вернулся в Россию. Его жена приезжала за ним в Сибирь, но он решил остаться в России и она уехала. В тот момент в России катилась кровавая волна революции, были грабежи и беспредел, вероятность того что эта женщина смогла остаться живой практически была равна нулю. Фёдор Герасимович считал ,что его сыновья погибли во вторую мировую войну.

В Сибири Фёдор Герасимович женился на Прасковье. Прасковья была дочерью знаменитых московских цирковых артистов, они были из донских казаков. На период гастролей в Китай её оставили у родственников, потому что кругом были грабежи и беспредел, с гастролей родители не вернулись. У Фёдора и Прасковьи родилось 3 дочери Ольга , Александра ,Анастасия и сын Николай.

Их судьбы сложились по разному ,но все они остались жить в Балыксе. Ольга вышла замуж за Коростелёва Алексея и родила 4 детей Виктора, Ивана. Владимира и Галину. Анастасия вышла замуж за бывшего заключенного Дементьева Леонида(он был из Мордовии и отбывал восьмилетний срок

заключения за булку хлеба украденную для умирающей с голоду матери) ,в этом браке было рождено 5 детей Анатолий ,Николай, Владимир Сергей и Любовь. Николай тоже создал семью ,у него было 2 детей (они умерли не оставив потомства и эта ветвь нашей семьи угасла).

Александра (моя прабабушка)вышла замуж за Сергеева Николая, но по документам он носил имя Григорий . Это случилось в период второй мировой войны , чтобы его не забрали в армию мать предъявила документы умершего младшего брата Григория и Николай всю жизнь жил по его документам . В этом браке родились Зоя и Валентина(моя бабушка).

Зоя вышла замуж за Жугина Александра и в браке родила 5 детей Игоря, Евгению ,Павла, Сергея и Александру. Семья Жугиных ведет историю от петербуржского владельца завода резиновых изделий Керинского. Не исключено, что в истории России период правления правительства Керинского дело его рук (этот момент в истории моей семьи никогда не исследовался) Его дочь Ольга Керинская была фрейлиной императрицы, в ее обязанности входило расчесывать и делать прическу императрице , это считалось большой привелегией . Младшая сестра Ольги тоже была фрейлиной, но она всего лишь подавала императрийце по утрам воду для полоскания рта. Керинские были сосланы в Сибирь и жили в городе Новокузнецке . Сын Ольги во время прохождения военной службы в Узбекистане выкрал себе невесту и привез её в Сибирь.

Валентина вышла замуж за Питальского Анатолия , правнука политического ссыльного из Польши .

О семье моего прадеда известно только что здесь в Сибири он женился и в браке был рожден один сын Тимофей . Питальский Тимофей женился на Семёновой Анастасии Меркурьевне(она была еврейка) в браке родилось 7 детей (2 из них умерли во младенчестве в период второй мировой войны),Тамара, Валентина, Анатолий(мой дед),Ирина ,Людмила и Владимир все они создали семьи и оставили многочисленное потомство.

В семье Сергеевой Валентины и Питальского Анатолия родилось 4 детей Александр ,Ирина, Ольга(моя мама) и Владимир.

 Питальский Александр переехал жить в город Омск ,там женился на Киселевой Ольге и у них родился сын Артём. Ирина вышла замуж за Кочигешева Петра ,в браке у них родились Михаил и Анатолий . Владимир переехал жить в Новокузнецк ,там женился на Поляковой Лилии и у них родился сын Сергей.

Питальская Ольга (моя мама) вышла замуж за Нинёва Сергея (моего папу). В предыдущем браке моего папы с Ситниченко Светланой были рождены мои сводные брат Валерий и сестра Оксана .У Сергея и Ольги в браке родилось 4 детей Андрей ,Елена (это я),Ирина и Лидия.

Из истории семейной династии Нинёва Сергея мало что известно.

Мой прапрадед по линии Нинёвых был крестьянином, глубоко верующим и пешком ходил в паломничество до города Киева молиться в Киево –Печорскую Лавру .Его сын(мой прадед) Нинёв Николай работал в шахте слесарем –электриком в городе Киселёвске Кемеровской области . От туда был призван на фронт и воевал с 1941 по 1943 год в артиллерии .Был контужен и комиссован из армии . Женился на Лапшиной Матрёне ,в браке у них родилось 7 детей ,один из них мой дед Нинёв Анатолий.

Нинёв Анатолий женился на Карюхиной Марии (она родилась в селе Арбаты Таштыпского района и также ,как дед была из многодетной семьи. Их было в семье 7 детей). В браке у них родились три сына Сергей(мой папа) ,Николай и Андрей .

Николай Нинёв переехал жить в город Георгиевск Ставропольского края ,там женился на Белолопатниковой Алле . В браке у них родился сын Евгений.

Андрей Нинёв переехал жить в село Интикуль Ширинского района там женился на Белоноговой Светлане. В браке у них родились дочь Евгения и сын Валентин .

Фамилии Мартыновы ,Сергеевы ,Лапшины ,Коростелёвы ,Дементьевы ,Киселёвы ,Семёновы имеют русские корни и образованы от русских имён и названий предметов.

Скорее всего, фамилия Карюхин происходит от прозвища Карюха. Вероятно, оно было образовано от прилагательного карий, заимствованного из древнетюркского языка (от qara – черный).

 Фамилия Керенский образована от аналогичного прозвища. Оно же, скорее всего, восходит к названию города Керенск, расположенного в Пензенской губернии при слиянии речек Вада, Керенки и Чангара. Известно, что в XVII веке здесь находилась сторожевая крепость для обороны южных границ России. Сам топоним, предположительно, происходит от мордовского слова керь, то есть деревня на отшибе, выселок.

Фамилия Жугин тоже имеет славянские корни. Фамилия Жугин образована от прозвища Жуга. По одной из версий, оно ведет свое начало от глагола жугакать стучать, возиться, шуметь, убаюкивать дитя. Вероятно такое прозвище либо было дано непоседливому, юркому человеку, либо заботливому отцу.

Фамилия Питальский имеет польские корни и в переводе на русский означает «интересующийся». Фамилия Нинёв ведет свои корни из Месопотамии.В древности там была страна Ниневия. Фамилия Кочигешев была образована от хакасской фамилии Карчигашев путем грамматических ошибок при заполнении документов. Отец Петра Кочигешева, Михаил Карчегашев малограмотный хакас при регистрации документов был в нетрезвом состоянии.

____________________________________________________________

Галдин Денис

Эхо войны

Война… Я, словно, слышу эхо

Уже давно минувших лет…

Но в памяти всего народа

Страшнее даты, все же, нет!

Война пришла на эту землю,

Она слепа и холодна.

Её не вычеркнуть из памяти

И не забыть нам никогда!

Солдаты Родину спасали

И гибли, защищая нас,

А в тех рядах был и мой прадед,

Который без вести пропал.

Как много изменилось в жизни

С тех незапамятных времен.

Над нами - голубое небо,

Парят красиво птицы в нем.

Ценою миллионов жизней

Достигнут этот самый мир.

Кого убили – не забудем,

Минутой память их почтим.

Нередко мы приходим к обелискам,

Чтобы почтенье павшим оказать

И, кажется, что кто-то совсем близко

Нам хочет что-то важное сказать.

Достоинство – великое качество человека!

Случилось, как – то, мне задуматься однажды:

«Как хорошо достойным человеком быть!»

А если спросите: «Так, же это значит?»

В своём стихотворении я попытаюсь это объяснить.

Конечно, быть достойным – это быть полезным:

Полезным другу, обществу, семье.

Суметь прийти на помощь в трудную минуту

И воспитать решительность в себе.

Всем людям приносить лишь только радость

И доброту, и яркий свет дарить.

Уметь прощать, да и просить прощенье,

Свои мечты и планы в жизни воплотить.

И с самых юных лет вести себя достойно,

Примером быть для младших, для друзей.

Не стать, чтоб в жизни этой, безусловно,

Лишь серой мышкой без стремлений и идей.

Ведь, все мы в этом мире - только гости,

Об этом каждый должен помнить и не забывать.

Поэтому, быть Человеком с большой буквы

И яркой звездочкой лишь в ней сверкать!

_____________________________________________________

Ильюк Алена

Летопись Октябрьского переворота по книге

Джона Рида «Десять дней, которые потрясли мир»

Историю России можно рассматривать с разных сторон и каждый раз находить разные «дороги». Интересно было проследить точку зрения на Октябрьскую революцию не нашего соотечественника, а иностранца, оказавшегося в России в то время. Любое дело, будь то война, революция, голод, перевороты, мир, дружба, союзы — все делается на благо Родины , по крайней мере с точки зрения непосредственных участников событий.

Мотивация поездки в революционную Россию американского репортера Джона Рида до конца не выяснена. Выдвигаются версии о желании финансового клана Морганов разведать экономическую ситуацию в бывшей Империи или об агентурной связи с правительством Соединенных Штатов. С уверенностью можно сказать одно: Джону Риду было любопытно увидеть становление нового строя, структуру большевицкого режима, так сказать – изнутри, поскольку октябрьская революция 1917 г. была явлением мирового, планетарного масштаба, первоначально планировавшегося как первый этап на пути мировой социалистической революции.

«Сгусток истории»,[2] - так характеризует Рид эту ситуацию, которая не устраивала революционеров-большевиков со Львом Давидовичем Бронштейном (Троцким) во главе.

Глобальные структуры, которым было на руку как расчленение Российской Империи, так и создание мирового правительства под эгидой марксисткой идеологии, запланировали эти процессы, подтверждение чему мы находим на страницах книги Рида.

«В конце войны я вижу Европу, пересозданную не дипломатами, а пролетариатом. Европейская федеративная республика, Соединенные Штаты Европы - вот что должно быть. Национальная автономия уже недостаточна. Экономический прогресс требует отмены национальных границ»,[4] – пишет он. Рид называет русскую революцию величайшим событием истории человечества, «явлением мирового значения»[6]

Отчего же столь комплиментарный труд западного репортера так редко издавался в воспеваемой им большевицкой стране? Может быть, он недостаточно документален? Нет, как раз наоборот. Американский репортер не смог рассмотреть сколь-нибудь заметной деятельности в организации революции Иосифа Виссарионовича Джугашвили (Сталина), о нем в книге вообще упоминается всего три раза, тогда как от имени Троцкого на страницах книги пестрит в глазах – 73 упоминания. Это непростительная ошибка не осталась без комментариев «вождя народов», считавшего, что товарищ Джон Рид переоценивает роль Троцкого в революции.[8] Одновременно с этим сам Рид становится «второй стороной», очевидцем попрания большевиками их же требований свободы печати, которые превратились после взятия власти во «временный» запрет буржуазных газет; противоборства новой власти «отсталых» крестьян и телефонисток, которым симпатичнее юнкера, чем грубые солдаты; зарождения привилегий нарождающейся советской партийной номенклатуры в виде отдельной столовой ЦИК с неограниченным количеством чая и бутербродов. На фоне этих мелких черт революционного октября выступают и более крупные, нелицеприятные для большевиков факты – по словам Рида, им при свершении революции было не на кого опереться, кроме как на петроградский гарнизон, что наводит на аналогии с военным путчем, а не с народной революцией.

Книга Джона Рида, таким образом, становится не просто репортажем восторженного коммуниста, а публицистическим трудом и историческим источником глобальных процессов, в центре которых в очередной раз оказалась Россия.

   Источники работы:

  1. Джон Рид Десять дней, которые потрясли весь мир. [Электронный ресурс] / режим доступа: http://flibusta.net/b/92648/read
  2. Сталин И. В., 1924 Троцкизм или ленинизм? [Электронный ресурс] / режим доступа: http://www.marxists.org/reference/archive/stalin/works/1924/11_19.htm

______________________________________________________

Еськина Анастасия

Добро живет в каждом из нас

Я много размышляла о том, что такое добро, что значит быть добрым человеком. А потом я решила поговорить об этом со своей бабушкой. Ведь кому, как не ей знать о доброте. Она для меня пример доброты и житейской мудрости. Моя бабушка, Панькина Лидия Максимовна, вырастила троих детей. Когда ее младшая дочь Юля еще училась в школе, она взяла на воспитание своих племянников, Андрея и Марину, которые остались без родителей. Бабушка заменила им маму, воспитала их, дала им образование.

А еще, мне кажется, что самые добрые люди – это именно бабушки!

- Бабуль, а как, по-твоему, что такое доброта? – спросил я ее.

Бабушка отложила вязание в сторону, посмотрела на меня внимательно и ответила:

- Я очень рада, что тебя волнуют такие вопросы. Доброта, на мой взгляд, - это желание помочь другому человеку, когда тот испытывает какие-то трудности в жизни.

- Но ведь бывает так, что я просто не могу помочь, потому что я еще маленькая, у меня нет каких-то других возможностей.

- А не всегда требуется, чтоб мы что-то сделали, иногда достаточно просто проявить внимание и сочувствие. Моральная поддержка тоже имеет большое значение. В трудную минуту доброе слово может подбодрить человека, поможет рассеять плохое настроение. И знаешь, Настя, есть много примеров, когда человек, вовремя получивший мудрый совет, смог преодолеть жизненные трудности, сохранить свое здоровье и даже свою жизнь. Еще в древнем Вавилоне больного выносили на площадь, и каждый прохожий мог дать ему совет, как исцелиться, или мог просто сказать сочувственное слово. Уже в древние времена люди понимали, что нет чужой беды, нет чужого страдания.

- А кроме совета, доброго слова, что я ещё смогу сделать?

- Настя, много чего. Помнишь, ты рассказывала мне, как вы весной с ребятами ходили к ветеранам труда и помогали им прибраться около дома, в саду. Ведь это тоже очень значимые добрые дела.

- Да! Точно! Я помню, как рада была Мария Семеновна, когда мы к ней пришли. Да мы ничем ей и не помогли, она сказала, что ей пока ничего не нужно делать. Мы просто с ней поговорили, она рассказала нам о своей жизни. Оказывается, она всю жизнь проработала в школе. Это было очень интересно!

- А ты представь, как ей было приятно, что о ней не забыли, ее помнят! Порой одиноким людям бывает так необходимо просто поговорить с кем-то. И для них это уже счастье.

- Бабуль, а вот как-то недавно в одной из передач я случайно услышала, что зло одолело добро, что каждый живет сам по себе и не думает о проблемах других. Бабушка, неужели это правда?

- Нет! Никогда такого не будет! Зло, конечно, очень живучее, но в мире больше людей добрых, отзывчивых, готовых помогать другим и не ради какой-то награды, а просто так, потому что для них это естественно.

Мне очень хорошо запомнилось лето 2010 года. Тогда стояла страшная жара, от жуткой засухи в нашей стране горели леса и села, многие остались без жилья. Государство, конечно же, не оставило их в беде, но ведь и простые люди оказали огромную помощь. И если бы не было добрых людей, трудно пришлось бы тем, кто пострадал от пожаров. Помогали продуктами питания, теплой одеждой и медикаментами. Люди отдавали всё, что могли, и никто из них не требовал за это никакой благодарности. Я помню, как мужчины нашего села добровольно ездили тушить пожар в Темниковский заповедник.

Запомни, Настя, чтобы поверить в то, что добро действительно есть, нужно только начать его делать, но не ради выгоды для себя, а просто так. И ты увидишь, что люди начнут относиться к тебе совершенно по-другому, с уважением, и твое доброе отношение к ним вернется к тебе.

Если же ты будешь любить только себя, у тебя не будет ни товарищей, ни друзей, и когда тебе придется тяжело в жизни, ты останешься одна.  

- Бабушка, спасибо тебе! Я очень многое поняла!

После разговора с бабушкой я поняла, что добро живет в каждом из нас, нужно только уметь его проявить.

___________________________________________________________

Князева М.С.,

Кемеровская область, г. Кемерово

Я вижу будущее родной земли

            За окном уже стемнело, в квартире стоит тишина, все спят. А я пишу, и фантазия уносит меня, рождаются мысли. Я закрываю глаза и представляю хорошо знакомые мне улочки, скверы, здания моего любимого города. В памяти всплывают отдельными картинками воспоминания о моих путешествиях по городам Кузбасса. И я невольно сравниваю все те изменения, которые произошли в дорогом моему сердцу уголке родной земли - Кузбассе.  

            Да, Кузбасс изменился: построены и отремонтированы многие дороги, жилые комплексы в городах радуют глаз, проводились (и проводятся) работы по благоустройству городов, населенных пунктов. Большое внимание уделяется туризму, развитию «зон отдыха» - Шерегеша и Томской писаницы. Кузбасс - прекрасный край, который «расцветает на глазах». Он растет, преображается, совершенствуется, а вместе с ним меняются и люди, их образ жизни. Я думаю, что процесс улучшения среды проживания в Кемеровской области весьма продуктивен, а главное - показателен. Например, город – спутник «Лесная поляна» стал победителем российского градостроительного конкурса.

            Многое уже сделано, и многое еще будет сделано. Представляя Кузбасс через пятнадцать - двадцать лет, я вижу перед собой просторные и широкие улицы городов, утопающие в роскошной зелени; оборудованные новейшей техникой школы, больницы, детские сады, обеспечивающие качественную работу сфер образования и здравоохранения; красивейшие современные центры развития творчества, где каждый ребенок сможет найти занятие по душе.

            Я вижу Томь! Голубой проспект Кузбасса. Если смотреть на Томь с высоты, то она похожа на изогнутый рог. Это удивительное сходство отмечалось и древними жителями данного места. Неспешная и неповторимая, несет река свои воды в зеленых берегах. А вокруг прекрасные цветочные поляны! На белом ромашковом ковре яркие пятна душицы, колокольчиков, васильков. В лесах нашей области цветов очень много. В апреле появляются первые огоньки и подснежники, на смену приходит красочное разноцветье лета, а в октябре еще цветут октябринки и голубоватые ромашки. Такие удивительные места тянут насладиться разлившейся вокруг красотой, умиротворить душу, наполнить ее прекрасным.

            Жизнь кипит, жизнь продолжается. Кузбасс идет дальше, в будущее. Без сомнения, улучшение «жилых территорий», строительство комфортабельного жилья будут способствовать созданию семейного уюта, улучшению условий жизни людей, благоприятному влиянию на человека, его деятельность и на дальнейшее развитие Кузбасса. Создание "райских" зеленых оазисов приведет к решению экологической проблемы, что благотворно скажется на психологическом и физическом здоровье человека. Уйдут многие болезни, и человек полной грудью вдохнет чистейший воздух, наполненный ароматами душистых трав и еще чем - то неуловимым, что и выразить словами нельзя. Человек будет жить, не торопясь, не пытаясь угнаться за ускользающим временем. Он будет сам хозяином своего времени и в будущее войдет с обновленной душой, наполненной любовью и добротой к окружающим людям, природе.                               

            Вот такой он - Кузбасс моей мечты, царство добра и красоты, в котором нет места страху и боли. Я верю, что наступит эпоха Возрождения умов и душ людей, нация "творцов" возобладает, а все, что было плохого и безнравственного опустится в "ров тьмы", чтобы не загрязнять родную Землю. Говорят, что чудес не бывает. Возможно. С одной стороны, есть люди, ожидание, вера, надежда, а с другой - "безнадега", безверие, смерть. Либо все, либо ничего. А выбор нужно делать уже сегодня!

            ______________________________________________________________

Незнанова Ева

Душа и сердце просят рассказать…

В 2018 году свой восьмидесятилетний юбилей отметил прекрасный сибирский поэт Андрей Румянцев. Творческий вечер Андрея Румянцева «Открыть душе дорогу к свету» прошел в Музее истории города. На нем прозвучали стихи Андрея Румянцева, песни, написанные им. Была представлена литературно-музыкальная композиция, отражающая его творческий путь, выступали друзья и коллеги поэта. Наш корреспондент Ева Незнанова, поклонница его творчества встретилась с ним беседу.

-- Ваше творчество довольно разнообразно, откуда вы берёте тему, направление, идеи?

--Просто душа и сердце просят рассказать такими лирическими, светлыми словами о своей Родине. Родина всегда вызывает чувство светлое, поэтому долг поэта, мой долг рассказать о своей Родине, о людях, которые живут в твоём краю с любовью. Тогда может другие твои земляки, а может читатели, живущие далеко откроют для себя тот край, полюбят его и скажут: «Как замечательно поэт написал о своей родной земле. Я также люблю свою малую Родину, Россию.

-Действительно, у вас много стихотворений о родном крае, о Бурятии, о Байкале, Пожалуй, эта патриотичность, выраженная в ваших стихах меня и привлекла.

-Когда пишешь стихотворения, ты не думаешь о том, будут ли они патриотичными или нет. А просто слова идут от души и сердца.

--Мне очень понравились ваши стихи, некоторые я выучила наизусть. Вы с удивительной теплотой, так искренне воспеваете свой родной край, священное море Байкал, свою деревню Шерашово, что находится в Кабанском районе Бурятии.

-Да, родная земля и Байкал давала силы. Я родился на восточном берегу Байкала в семье потомственных рыболовов, с детства Байкал вошел в мою жизнь и в мои стихи. Я написал книгу стихов «Колодец планеты», которая вышла в Москве. Написать о Байкале, родном для меня море, было святым долгом. Я и раньше немало стихов посвятил Байкалу, как сокровищу своей жизни. Мы обязаны как зеницу ока беречь свое национальное сокровище, «колодец планеты. В мире проблема чистой питьевой воды становится все острей. В последние годы был во Франции, Швейцарии, Польше, Испании и всюду катастрофически не хватает воды, она становится стратегическим сырьем, дороже золота и алмазов, главным богатством любой страны. Думаю, господь даровал мне два богатства: первое — это Байкал, на берегу которого я родился и вырос, а второе — это многодетная семья, семь братьев и сестер, которые поддерживали меня всегда.

-Андрей Григорьевич, у вас немало стихов о матери, о близких людях, о земляках. И у всех стихов одно свойство: они предельно искренни и душевны?

- Без них не представляю родины в широком смысле слова. Они мне дороги, любимы и значимы.

Вы один из творческих людей, которые внёсли большой вклад в литературную жизнь не только Сибири, но и всей России. Интересно то, что со студенчества прошли долгий путь с нашими талантливыми известными людьми: писателями и журналистами: Валентином Распутиным, Александром Вампиловым, Кимом Балковым, Сергеем Китайским, Евгением Суворовым, Виталием Зоркиным, Борисом Леонтьевым, Игорем Петровым. Что вас всё - таки объединяло?

-Вся моя жизнь прошла рядом с этими дорогими мне людьми. В 1953 году поступил на филологический факультет Иркутского государственного университета, где в те годы учились будущие известные писатели и журналисты. Студенческая жизнь располагала к творчеству, первые стихи я напечатал в иркутских газетах. Я очень ценю эти моменты, когда мы учились в шестидесятых годах в Иркутском государственном университете, вместе потом работали, хотя в разных редакциях, городах, но всё равно встречались, наша дружба была крепкой, на всю жизнь. Я могу об этих людях рассказывать целый вечер. Это были удивительные люди, талантливые очень и хорошие друзья. Они относились друг другу и ко мне душевно, всегда помогали. Они помогали не только советами, но и жизнь устроить лучше. И в творчестве, как лучше написать ту или иную книгу. Их влияние было широким, большим и всегда необходимым для меня».

 -Андрей Григорьевич, вы являетесь членом Союза журналистов России, ведете большую общественную и организационную работу, занимаетесь переводом. Как вы всё это успеваете?

-Да, я много лет занимаюсь переводом.Мне всегда нравилось в стихах поэтов других национальностей то, что каждый из них выражает душу своего народа. Стоит почитать стихи тувинского, бурятского, таджикского, чеченского поэта - и ты узнаешь очень многое об их народах: нравственных правилах, особенностях быта, укоренившихся традициях. Прочитаю только одно четверостишие из стихотворения бурятского поэта Бориса Сыренова в своем переводе — разве в нем не чувствуется народный взгляд на жизнь?

Когда твое солнце к зениту пошло,

С людьми поделиться теплом поспеши,

И щедрая плата за это тепло

Окажется главным богатством души».

- Я знаю, что вы написали книгу о драматурге Александре Вампилове, о писателе Валентине Распутине. Какая ваша любимая тема?

- В последнее время любимая тема - рассказать о самых знаменитых людях России. Героев будущих книг я выбираю из тех людей, которые посвятили себя искусству, литературе, живописи. В серии «Жизнь замечательных людей» издательства «Молодая гвардия выпустил биографии выдающихся деятелей культуры Иркутской области — Александра Вампилова, Валентина Распутина. Следующей книгой из серии «Жизнь замечательных людей» будет о музыканте Денисе Мацуеве. Недавно вышел в Москве сборник «От сосны до звезды», который вместил всё главное из того, что пережито, передумано, осмыслено.

За отцовской избушкой,

От прясла,

Отчеркнувшего маленький двор,

Начинается дивный и ясный,

Весь исхоженный мною простор.

Видишь, в поле сосна, как травинка,

Дальше холм, как под снегом копна, —

Это вечно живая картинка

В нетускнеющей раме окна.

Ну, а дальше, омытая синью,

Нежнозвучна, библейски чиста,

Во все стороны света — Россия,

От сосны до звезды — высота!

.

-Андрей Григорьевич, заслуг и наград у вас очень много, а в связи с 80-летием вы удостоены государственной награды - серебряной медали Пушкина. Я хочу с этим тоже вас поздравить и пожелать дальнейших успехов.

- Спасибо, Ева. Желаю удачи и творческих свершений!

- Вот и разговор наш подошел к концу, я многое узнала об этом замечательном и гениальном человеке. Меня восхитила его скромность, тёплая улыбка и добрый прищур глаз, его внутренняя культура и интеллигентность. У Андрея Григорьевича богатый жизненный опыт и духовный мир, а мудрые стихи идут, как он признался от сердца, от души.

_______________________________________________

Короп Артём

Путешествие в страну пихтинских голендров

   Однажды по новостям я увидел репортаж об уникальной деревне, в которой проживает настоящее этнографическое поселение сибирских голендров. Живёт малоизученная народность в посёлке Средний Пихтинск Заларинского района. Я слышал о них и раньше, но здесь было так интересно рассказано и показано, что мне захотелось самому побывать там и посмотреть, как они живут. Итак, я твердо решил лично   познакомиться с этими людьми, узнать историю и культуру пихтинских голендров. Передо мной стояла задача: собрать информацию об этой народности и применить теоретические знания при встрече с ними, чтобы не попасть впросак. Сначала я поехал с родителями в Тальцы, где находится известный архитектурно-этнографический музей. Мне посчастливилось там приобрести одноименный научно-популярный журнал, который полностью посвящён голендрам. Затем я встретился с заведующей кафедрой истории Восточно-Сибирской государственнойакадемии образования (ВСГАО)Зандановой Ларисой Викторовной.Она тоже помогла мне с литературой.Также пообщался с доктором исторических наук, профессором ИГУ, единственным в регионе славистом-полонистом Болеславом Сергеевичем Шостаковичем. Историки-исследователи ответили на многие вопросы, которые интересовали меня. В процессе работы я узнал, что происхождение названия «голендры» до сих пор неоднозначно. По одной версии, польское holendry, русское «голендры» - происходит от Hollanders (голландцы) или старонемецкого Haulander (люди, вырубившие лес под обработку земли). Одни учёные уверены, что голендры пришли на Буг из Пруссии, другие – что из Голландии. Точно известно только то, что в середине XVII века они осели на Буге, на землях тогдашней Речи Посполитой и создали там колонии. В 1795 году, после третьего раздела Польши, голендры оказались на территории, которая вошла в состав Российской империи – в Волынской и Гродненской губерниях. Позднее аграрные реформы Столыпина создали условия для их свободного переселения   в Иркутскую губернию, Заларинский уезд, где они основали три деревни, которые назвали также, как и у себя на Буге: Замостече (Пихтинск), Новины (Средний Пихтинск) и Дагник. Причиной переселения голендров было безземелье. Вначале на место приезжала делегация, которая, как разведка, присматривалась к будущим условиям жизни и только потом перевозила всю свою родню. Переселенцам выдавалась ссуда на дорогу, организовывалась вся погрузка, транспорт, питание, фельдшерская помощь. На новое место им разрешалось брать любой инвентарь. Они везли с собой книги, фотографии, иконы, качественную утварь, столярные станки из дуба, большие немецкие самовары, дубовые бочки, даже не зная в какие земли едут, везли через всю Россию камни для бани. К Пихтинску была проложена дорога, по которой более или менее нормально могла проехать лошадь, был выкопан колодец, чтобы люди не нуждались в питьевой воде. Приехав на новое место, первым делом люди стали строить шалаши, чтобы можно было укрыться от дождя, потом стали строить землянки, чтобы пережить зиму. Только на следующий год они строили дома.

Я узнал, что в июле 2012года в селе Средний Пихтинск Заларинского района был открыт первый в России музей голендров. Официальное название музея «Усадьба голендра Гимборга». Эту усадьбу на свои личные средства приобрёл директор музея «Тальцы» Владимир Тихонов. А заведует ей Людвиг Пётр Мартынович – бывший директор ООО «Пихтинское», а ныне руководитель историко-краеведческого кружка. Связавшись с Заларинским краеведческим музеем, мы с мамой узнали телефон Петра Мартыновича и позвонили ему. Ответила нам женщина, которая представилась Еленой Владимировной – дочерью Петра Мартыновича, выслушав нас внимательно, она сказала, чтобы мы обязательно приезжали, они нас будут ждать. Двадцатого сентября, ещё затемно, мы с папой и мамой отправились в Заларинский район, в поселение Средний Пихтинск. В трёхстах пятидесяти километрах от Иркутска, в сибирской тайге затерялся уголокмаленькой старой Европы – три небольшие деревни: Пихтинск, Средний Пихтинск и Дагник, которые нередко упоминают под одним названием – Пихтинск. Машин на трассе было немного, и мы быстро добрались до места. Перед указателем Средний Пихтинск мы остановились, чтобы сфотографироваться и перекусить. Первое, что нас поразило здесь, были первозданная тишина и воздух. Тишина была такой, что можно было услышать своё дыхание. А ещё, благодаря хорошей погоде, мы увидели   вершины Саянских гор, покрытые снегом, как белоснежной шалью. При въезде в село, за зелёно-жёлтым забором красовался Дом Досуга, возле которого нас ждала Елена Владимировна, как выяснилось позже, руководитель фольклорного коллектива «Квиточка». Пока мы ждали хозяина, нам показали Дом Досуга и даже любезно пригласили на чай. Потом мы отправились к усадьбе-музею, где увлечённо слушали рассказЛюдвига Петра Мартыновича.

«Уже больше ста лет живут голендры в селе Пихтинск Заларинского района. Подвигло на переселение «бужских голендров» безземелье, на родине негде даже корову было держать, а здесь– воля, много земли, леса…», –вспоминает он рассказы своих дедушек и бабушек. Дома строили в густом лесу. Сначала делали засеки на деревьях и ходили по ним, чтобы не заблудиться. При строительстве домов голендры сохранили традиции своего народа. Если в Сибири дома клали из круглых брёвен для тепла, то голендры брёвна распускали на брус и из них складывались дома. В первую же зиму поселенцы стали мёрзнуть. Тогда свои дома голендры начали утеплять, обмазывать глиной и обивать повторно. Чтобы построить дом, приглашались соседи и родные. Хозяйка будущего дома готовила ужин на всех,соседи тоже помогали. В следующий раз строили другим. Деды и отцы разговаривали на польском языке. Со временем обладателей знаний польского языка становилось всё меньше, постепенно хохляндский (смешанный белорусский и украинский) язык стал разговорным. В наше время голендры разговаривают на русском языке. И только немногие из старожилов говорят по-польски. Во времена Великой Отечественной войны советская власть посчитала жителей трёх деревень ненадёжными элементами Советского общества. А всё из-за того, что в документах, касающихся национальной принадлежности, у многих было написано «немец». Были такие случаи, что в одной семье дети могли быть записаны так: один - «немец», другой - «украинец». Пихтинцев забирали в трудовую армию, и даже те, кто служил в это время в боевой армии, были отозваны со службы. После войны люди возвращались в свои родные места и восстанавливали народное хозяйство.

Музей под открытым небом – усадьба голендра Гимборга построена в 1912году. Бывшая владелица усадьбы –Мария Гимборг сорок пять лет прожила в этом доме и вырастила четверых детей. Сейчас дети разъехались, и содержать огромную усадьбу ей не под силу, поэтому ей предоставлен более компактный дом, и находится он недалеко от усадьбы. Главное занятие пихтинцев – содержание личного подворья. У каждого хозяина огород, домашний скот. Вот и усадьба напоминает многофункциональный комплекс, все необходимые помещения собраны   под одной крышей – и дом, и стайки, и ток. Все три части дома связаны внутренними проходами, и каждая имеет отдельные выходы во двор. Очень удобно, особенно в ненастную погоду. По дороге к усадьбе я заметил, что облик всех домов очень отличается от привычного нашему взору сибирских изб. Пихтинские дома выглядят практически одинаково и различия имеют небольшие. Жилая часть – «изба» - всегда выбелена и этим выделяется на фоне остальных, неокрашенных, частей, тем самым «избе» отведена роль лицевой, передней части дома. Главный торцевой фасад избы – непременно в два окна. Украшения в архитектуре пихтинских домов отсутствуют. Небольшие прямоугольные окна – без наличников. Сруб избы сложен из бруса, углы рублены в «лапу» с выступающими остатками брёвен. Главная часть дома-комплекса, «изба», кроме жилой части включает в себя сени, где расположены кладовые для хранения зерна, муки и других продуктов. «Изба» – единственная во всём доме обогреваемая часть. Убранство интерьера жилой части так же лаконично, как и её внешний вид. Здесь на специальном крюке (кулок) висит плетёная из вербы люлька (кулишка). Стоит сундук с приданым. Две больших кровати, на каждой - по три подушки разного размера, все наволочки и покрывала вышиты руками хозяйки.На стене портреты первых семей голендров, поселившихся на этой земле. Голендры – народ, в котором смешалось множество кровей и культур. На столе протестантские кресты – голендры молятся по-польски. Есть книги на белорусском языке. А обычай использовать оленьи рога в качестве вешалки пришёл из немецкой культуры. К избе примыкает загон для домашних животных. «Стайки» - средняя часть дома-комплекса. Загоны размещаются по обе стороны от сквозного прохода. Стайки выполнены из более лёгкого строительного материала – двукантного бруса или полубревна. Через стайки можно попасть в третью часть дома – «ток», место, где обрабатывают зерно, сушат и хранят сено. Со двора в эту часть можно въехать через широкие ворота, прямо на телеге. Здесь же располагается завозня – помещение для телег и саней. Сейчас тут можно увидеть интересные корзины разных размеров, сплетённые из лозы и соломы, пилы и другие инструменты. Чердак над жилой частью не используется.Всё сооружение представляет собой сложный рационально устроенный организм, который позволяет выполнять многие хозяйственные работы, подолгу не выходя на улицу. Почти все двери и ворота поставлены на «пяты» (без использования петель) множество ручек, задвижек и замков выполнены из дерева. На территории усадьбы есть небольшая деревянная постройка – это «винзарня», то есть коптильня. Сооружение представляет собой небольшую усечённую пирамиду, собранную из вертикально поставленных досок. В основании пирамиды устроен очаг, над которым в дыму от осиновых веток коптится подвешенное мясо или сало. Между мясом и очагом устанавливается сетка. Также на небольшом расстоянии   можно увидеть баню и колодец с журавлём. Долго мы ходили по территории усадьбы, заглядывая во все уголки и трогая всё на ощупь.

Дальше мы направились к комнате-музею Среднепихтинска. Она находится в бывшем детском саду. Елена Владимировна рассказала о традициях и обрядах голендров. В первом же помещении расположен большой ткацкий станок, на котором ткали до недавнего времени половики и материал для одежды. Тут же целая сапожная мастерская. Можно увидеть обувь и детскую, взрослую. В длинном коридоре мы знакомимся с праздниками. Один из них – праздник Великой Пасхи. Это один из светлых моментов ощущения праздничного настроения и у детей, и у взрослых – расписывание яиц. Яйца расписывали особым способом. Его используют до сих пор. В домах имеются специальные баночки с воском, которые во время процесса росписи стоят на медленном огне печки. Яйца расписывают сырыми, специальным «писаком» – деревянной палочкой с металлическим наконечником. Пихтинская роспись яйца – это мир геометрических линий. Кажется, рисунок прост, а берешься его рисовать на яйце – не тут-то было. После того как яйца расписаны, их красят. Почти всегда красителем выступает излюбленная в деревне, луковая шелуха. Во время варки воск на яйцах тает, но остаётся белым нанесённый рисунок. С замиранием в сердце разглядываем и листаем сборник молитв на польском языке (ксенжка): такие сборники хранятся почти в каждом доме и передаются по наследству.

   Почётное место занимает уголок, посвящённый матерям-героиням, больше десятка фотографий с именами этих заслуженных женщин. В отдельной комнате представлен макет всех трёх поселений с наличием домов и усадеб. После музея мы прогулялись до усадьбы Петра Мартыновича, которая былапостроена без малого сто лет назад. Жилой дом делится на две части. В одной части – парадный двор, в котором первоначально отсутствовали какие-либо хозяйственные постройки, и только в 1960-х годах на нём построили новый жилой дом по стандартному типу того времени.

Впереди – берёзы, позади – сосны. Берёзы заботливо обнимают ветвями сосны, защищая их от злых ветров и мучительной жары. Большинство деревьев помнит, кто и как строил в тайге таинственный треугольник: Замостече, Новины с Тулусином и Дагник.        

Завершаем мы нашу экспедицию-экскурсию во дворе Дома Досуга. Здесь стоят два памятника. Один, чуть повыше, – участникам боевых действий в Великой Отечественной войне, трудовой армии и репрессированным. Другой, чуть ниже,- первым ходокам участка Пихтинский. «100 лет Пихтинску».   Помнят и чтят голендры своих предков. О существовании такой нации, как голендры, в наше время знаютнемногие. Галина Макогон, директор Заларинского музея, пишет, что пихтинцев можно назвать «самыми яркими в плане сохранения этнографии, архитектуры, самыми показательными и самобытными в районе и области. Они живут, углубившись далеко в тайгу, поэтому смогли сохранить и свой образ жизни, и методы работы, и свои традиции». А ведь это часть нашей многонациональной страны и живая страница её истории, и я надеюсь, что своим маленьким вкладом, я хоть чуть-чуть осветил её. Мне очень понравилось это место. Чистый воздух, красивый лес, большой луг, пересечённый горной рекой, и, прежде всего, люди – добрые и приветливые. Большинство из них живёт скромно. Кто они? Немцы ли, голландцы ли? Даже сами пихтинцы не знают точного ответа на эти вопросы. Ещё несколько лет назад жили здесь старики, знавшие и творившие историю Пихтинска с самого начала. Уезжая, мы долго прощались и говорили спасибо. Я немножко устал, но впереди новый день и новые встречи…

Второй раз с голендрами я встретился через шесть месяцев, когда с родителями ездил на соревнования по плаванию в город Саянск. Встреча произошла в Заларинском краеведческом музее. Общались мы с Еленой Владимировной. За это время ничего особенного в жизни голендров не произошло. Хотя жители очень надеются, что музей-усадьба под открытым небом возродит интерес к Пихтинску, не только туристов, но и у новых поколений голендров. Сохранять свою самобытность голендрам помогал обычай не выходить замуж и не жениться на людях другой веры. Но традиция стала забываться. Поэтому скоро русские голендры повторят судьбу немецких: обособленная уникальная этногруппа растворится в других народах. Вспомнить какими они были, можно будет в таком музее, как «Усадьба голендра Гимборга».

Посещение музея и общение с уникальными людьми позволило мне увидетьпроцесс адаптации голендров к суровым сибирским условиям, дало представление о том, как многонациональная Сибирь принимала насвои земли многие народы мира.

___________________________________________________________________________

Решетняк Д.Е.,

Кемеровская область, г. Кемерово

Суметь остаться человеком

Однажды я увидела картину, на одном полотнище, но по разным сторонам, были изображены месяц и солнце. Великое соединение или примирение показал автор в своей картине? Возможно, загадка проста, и природа давно сама соединила две противоположности, вот только человек с природой никак соединиться не хочет.

Русская земля… Прекрасны твои поля, луга и речки. И россыпью цветы по лугам. И божественность закатов. Черемуха в цвету и горчащий воздух. И золотые купола церквей… Символ святости. Символ старины. Не в красоте ли земли русской сокрыта тайна русского народа, его нравственности, его культуры?

Читаю Сергея Есенина и будто сама слышу свист ветра, ощущаю «несказанное, синее, нежное». Образы природы одушевленные, живые. Кажется, они смотрят нас, говорят с нами.

Возможно, не стал бы преступником Раскольников, герой Ф. Достоевского, если бы видел рассветы и закаты в глади речной воды, в сверкающих каплях росы, а не в тесной каморке. Быть может и не зародилась бы сама идея убийства под блеском луны и звезд

            А как воспитывается любовь к рассветам и закатам? Почему Егор Полушкин, герой Б. Васильева из произведения «Не стреляйте в белых лебедей» заплакал над своей деревянной женщиной? Он сам отвечает на этот вопрос и говорит о том, что была у него сила. Озеро, Нонна Юрьевна, изломанная липа открыли его талант. И Колька стихи стал писать о природе. Почему кто – то чувствует, а кто – то не замечает дыхания и звуков природы? Когда я слушаю прелюдию Шопена, вижу море и почему – то «золотой» багряный лес рядом. Это мои ощущения. На мой взгляд, перекликается эта мелодия и с музыкой в душе Егора. В герое нет зла. Собака выла, страшась людской злобы, а он простил. А накажи Полушкин Филю и Черепка, посади их за убийство, плевались бы они, вспоминая Егора. А ведь жили Черепок и Филя так же, как Егор, в лесу. Не помогла им природа. Но, может быть, герой был частью самой природы, которая спасла. Почему же, ну почему они не лебедей не видели, а только дичь? Не сразу понимаешь, почему этот трудолюбивый человек, у которого руки золотые, является неудачником, ведь работал он всегда на совесть, иногда от зари до зари. Все дело в том, что он в работу вкладывал душу, а этого порой не требовалось. Его работа несет людям добро, радость, красоту. Так учит жить он и своего сына Кольку. Добро он несет не только человеку, но и природе. У него не поднялась рука разорить муравейник. Наверное, только добрым людям открыта красота окружающего мира, о которой даже не подозревали члены семьи богатого Бурьянова. Не буду лукавить, если скажу, что многие люди и сейчас не чувствуют и не видят красоты вокруг.

Сколько хлопот перенес Егор, чтобы воплотить свою мечту! Как упорно он убеждал в зоопарке, как ему необходимы прекрасные птицы! А потом, словно за маленькими детьми, он ухаживал за ними, чтобы приручить их и приучить к новому месту. Не получилось. Не дали злые люди. Все усилия ушли впустую! Человек, любящий все живое: людей, деревья, землю, озеро, птиц – гибнет. Безобидный, как ребенок, он умеет только любить… Умение любить – основное среди нравственных достоинств человека. Но почему же герой простил убийцу? Он хотел остановить зло, не мстить никому.

Совершенно противоположны Егору Полушкину герои В. Астафьева в рассказах «Царь – рыба». Разная внешность и разное прошлое у браконьеров

Грохотало, Командора, Игнатьича, но ими движет только одно: жажда легкой наживы. Нет добра и милосердия в душе Грохотало. Уже сама фамилия раскрывает его бурный нрав и жестокость. Его не волнует, что умирает рыба. Под маской доброты и приветливости прячет душу хищника Игнатьич. Зло одолевает добро. Но есть и другой человек, Аким, который, как и Егор Полушкин, бережно относится к окружающему богатству. Он добр как к людям, так и к животным и не стал браконьером, любит лес, реку и их обитателей.

Проблема взаимоотношений человека и природы беспокоит Василия Тимофеевича Заварзина из романа С. Алексеева «Рой». Его волнует, что на земле появилось много людей, фактически чуждых ей и поэтому относящихся к ней потребительски, а к своему хозяйствованию на ней, как к чему – то временному. Разрушается связь с землей, слабеет самая древняя человеческая связь.

Многие писатели поднимают в своих произведениях вечные проблемы человечества. Остро звучит проблема бережного отношения к природе в произведении Чингиза Айтматова «Плаха». На какое же зверство способны люди, наделенные разумом! Именно они явились причиной кошмара в Моюнкумском заповеднике. Опрокинули его жизнь вверх дном, расстреливали сайгаков. И некуда было деться бедным животным от безумного ужаса смерти. Охотники закончили свое дело только к вечеру, когда устали и были все в крови. И это люди?! Человеческий разум делает преступления изощренно, неслыханно жестоко.

Что же может спасти от такого бесчеловечья, подлости? Автор говорит, что человек, где бы он не находился, не должен проходить мимо такого злодеяния. Не быть равнодушным обязан каждый человек!

В своем произведении Чингиз Айтматов рядом с людьми показывает волков. Издавна образ волка связывался с образом зла и жестокости. Жизнь волков и жизнь человеческая. Волк убивает, чтобы прокормиться, человек же – ради удовольствия. Именно люди вынудили волка прибегнуть к насилию. Самое страшное то, что у волков есть полный набор человеческих качеств, которые утратили люди. Вместе с волками гибнет и дикая природа. И кто ответит за это преступление? Вопрос остается открытым. В произведении нет торжества добра: погибает Авдий Каллистратов, гибнет маленький Кенджеш, гибнет волчья семья. Сколько жертв! Кажется, зло захлестнуло все вокруг. Душа самого автора болит за все живое, за человека и природу.

Можно ли убедить современного человека не разрушать мир природы? Я думаю, нет. Думали над этим вопросом многие и думают до сих пор.

Пытаясь сохранить природу, общество уже долгие годы борется с жестокостью, нравственной пустотой людей, бездумно истребляющих все живое. Даже наши законы не являются препятствием для человека, привыкшего действовать в обход этих законов. Природа не останется в долгу. Она предъявит счет за нашу жестокость. И это будет страшный день для человека! Это уже происходит!

Но выбор всегда есть и он за нами! Нужно перестать сеять зло вокруг! История не проходит бесследно. Она учит нас на ошибках и поражениях. Писатели, пропустившие через свое сердце все наболевшие проблемы времени, тоже не дают нам забыть о них.

Между человеком и природой нет победителя и побежденного. А есть только вера, надежда, жизнь или, с другой стороны, безверие, «безнадега», смерть. Либо что – то, либо ничего. А боль не утихает, и страх не уходит. В нашей боязни оказаться на шаг впереди и заключены все беды. Слишком много жертв человечество приносит за искупление своих же грехов. Не лучше ли встать на путь добра и сострадания, нравственности и духовности, которые определяют наше поведение, нашу жизнь. На мой взгляд, понять и осознать это должен сам человек.

_____________________________________________________________

Лукьянова Ксения

Мы все равны

Ты знаешь, мама, в нашем классе появился мальчишка. Такой симпатичный, такой хорошеньки. Мне очень нравится. На щёчках ямочки, глаза синие – синие, задумчивые.

Но ты знаешь, он почти никогда не улыбается. Наших парней сторонится. Всё время молчит. Мама, у тебя было когда –нибудь такое, что хочется подойти к человеку и просто поболтать, поддержать его как – то. Вот и мне захотелось Серёже, так его зовут, протянуть руку и сказать: «Давай дружить??!!» Хочется, так хочется, слышишь, мама, подружиться с ним.

Однажды после уроков, так получилось, что мы остались вместе продежурить по классу. И постепенно, к моей радости, мы разговорились. И знаешь, моя любимая мама, что я узнала? Вот сейчас я пишу тебе… А слёзы катятся с моих глаз. Оказывается, их дом разбомбили, и они с семьёй вынуждены были бежать. А Серёжа очень долго скитался вместе с родителями, даже вынужден был жить в палаточном лагере.

Вот мы, мама, живём с папой в просторной квартире. У нас чисто и уютно. И сегодня, и завтра без сомненья нас встретит светлое и мирное небо. Я никогда до встречи с ним не задумывалась о том, как это, оказывается, важно.

А он, мой новый друг, всего этого лишён. Он плакал, не стесняясь, рассказывая о том, что теперь нет его дома, нет его друзей, даже любимую кошку Маську пришлось оставить дома. Дом!

Он и сам, мама, так страшно это говорить, он и сам не знает, где теперь этот Дом.

Для него домом теперь стала Россия, где с любовью и заботой приняла его новая Родина. Опять же, такая ли она новая? Нам на уроках истории ОЮ рассказывала о том, что мы все братья – славяне. Украинцы, белорусы, русские, чехи, поляки – мы ВСЕ, все жили дружно. Все были единой нацией.

А Евгения Андреевна, наш классный руководитель, рассказала о том, что 2018 год – это год единства народов России. А я, сама знаешь, я, обычно скромная твоя дочка, впервые смело заявила, что этот год ещё можно назвать годом единства славян.

Так хочется, чтобы Серёжа не чувствовал себя брошенным на своей новой Родине. Для этого каждый может внести свою маленькую лепту: наши ребята дружелюбнее и с пониманием относятся к новенькому, наши учителя помогают с усвоением учебного материала. И просто все русские люди должны понять: мы живём в стране, где с любовью нужно относиться к любой нации.

Ты спросишь: «А что же Серёжа?» А он нашёл самую преданную поддержку – это меня. Теперь он улыбается.

Мамочка, родная моя, приезжай скорее, и я приглашу к себе в гости своего друга Серёжку, ведь мы очень гостеприимные. Как и вся наша многонациональная страна.

Люблю тебя и очень – очень скучаю.

Твоя дочка Ксюша.

 

 

 


[2]                                                                                                     Джон Рид Десять дней, которые потрясли весь мир. [Электронный ресурс] / режим доступа: http://flibusta.net/b/92648/read

[4]                                                                                                      Джон Рид Десять дней, которые потрясли весь мир. [Электронный ресурс] / режим доступа: http://flibusta.net/b/92648/read

[6]                                                                                                     Джон Рид Десять дней, которые потрясли весь мир. [Электронный ресурс] / режим доступа: http://flibusta.net/b/92648/read

[8]                                                                                                      Audiaturetalterapars – латинское — Выслушай противную сторону.

   
© ALLROUNDER