Печать
Категория: Российская гуманитарная олимпиада «Исторические события в отечественной и мировой литературе»
Просмотров: 1797

Заслуженный учитель РФ

Абрамова А.А.

Дорогие  ученики!

Завершился 2015-й год — Год литературы. Новый 2016-й год наше правительство объявило Годом кино. «Интеллектуальный клуб» предлагает всем принять участие в гуманитарной викторине «Исторические события в отечественной и мировой литературе».               До 15 февраля 2016 года надо прислать ответы на вопросы викторины. Ответы вы можете найти в школьных учебниках, энциклопедических изданиях и сети Интернет. Те, кто правильно и быстро ответят на вопросы будут награждены грамотами «Интеллектуального клуба»                  и получат право участия  во второй викторине - «Экранизация мировых бестселлеров».

Вопросы для отборочного тура гуманитарной олимпиады

по истории Великобритании

  1. Личность адмирала Нельсона настолько поражает воображение, что весь этот персонаж оброс огромным количеством откровенных вымыслов и легенд, в которых правда сочетается со слухами. Что помнит сегодня обыватель об этом человеке? Повязку на глазу, страстный роман с леди Гамильтон, да еще какую-то грандиозную битву. А между тем повязка на глазу – просто дань романтической традиции, на самом деле ее не было. Откуда же появилась эта легенда?
  1. В 1798 году,  когда Наполеон I готовился высадиться в Египте, перепуганное Адмиралтейство предоставило неустрашимому Нельсону эскадру для самостоятельного поиска и уничтожения французского флота. С 14 линкорами против 13 линкоров и 4 фрегатов вице-адмирала Ф. Брюэса Нельсон атаковал двумя колоннами, введя одну между французами и берегом. Оказавшись под перекрёстным огнём, французы потеряли 13 кораблей, их командующий погиб. Армия Наполеона была отрезана от метрополии и обречена на гибель, но Нельсона оставили без награды. Почему?
  1. За какие заслуги адмиралу Нельсону поставлен памятник на одной из площадей Лондона?
  1. У офицеров английского флота есть традиция не аплодировать, как обычно, двумя ладонями, а стучать по столу кулаком левой руки — в память об адмирале Нельсоне. В связи с чем появилась эта традиция?
  1. Роль Оливера Кромвеля в истории Великобритании до сих пор не определена. Кто он  — революционер, полководец, лорд-протектор?  Почему потомки, спорящие о нем не одно столетие, называли его то «кровожадным монстром» и цареубийцей, то «основоположником английских свобод»?
  1. В период правления короля Карла Первого, Кромвель был членом двух парламентов – так называемых Короткого и Длинного. Какую роль в роспуске Короткого и работе Долгого парламента сыграл Оливер Кромвель?
  1. С началом гражданской войны между парламентом и королем Кромвель вступает в парламентскую армию в чине капитана.  В результате действий Кромвеля по преобразованию армии, ее побед над роялистами и критических выступлений Кромвеля в парламенте, тот  принимает «Акт о самоотречении». О чем  этот  акт и как он отразился на судьбе Кромвеля?

 

  1. После  кончины  Оливера Кромвеля  депутаты быстро призвали на трон сына недавно казнённого ими короляКарла I - Карла II. Почему реставрация монархии произошла так быстро?
  1. Черчилль был убеждённым сторонником социальных и военных реформ, проводившихся в Великобритании в период своей жизни. Назовите законы, инициированные Черчиллем и принятые Парламентом.
  1. 14 февраля1910 годав возрасте 35 лет Черчилль занимает пост министра внутренних дел, один из наиболее влиятельных в стране постов. Однако, когда в октябре1911 годапремьер-министрАсквитпредложил Черчиллю пост Первого Лорда Адмиралтейства,он согласился несмотря на то, что переход в Адмиралтейство был понижением — министерство внутренних дел считалось одним из трёх наиболее важных правительственных учреждений. Почему Черчилль дал согласие? 
  1. В предвоенные годы он жёстко критиковал политику, проводившуюся правительством Чемберлена, и в 1938 годусказал в Палате общин: «У вас был выбор между войной и бесчестьем. Вы выбрали бесчестье и теперь получите войну». О каких действиях правительства он сказал эти слова?
  1. По отношению к какому политическому деятелю Черчилль сказал следующее: «У меня лишь одна цель — уничтожить Гитлера, и это сильно упрощает мою жизнь. Если бы Гитлер вторгся в ад, я по меньшей мере благожелательно отозвался бы о сатане в палате общин».

Вопросы для отборочного тура гуманитарной олимпиады

по истории России

1. В последней четверти XI века начинает работать над своими сочинениями монах Киево-Печерского монастыря Нестор. До создания своей знаменитой летописи он пишет «Чтение о житие ……  и  …….»

О каких исторических личностях, детях Великого киевского князя Владимира идет речь?

2. Назовите самые известное литературное произведение XI века митрополита Илариона.

3. Как назывались церковные сочинения, о выдающихся людях – князьях, деятелях церкви?

4. Назовите человека, сыгравшего главную роль в развитии просвещения в России в XVII века. Он занимал должность окольничего при дворе Алексея Михайловича.

5. Представителем какого литературного направления был великий российский историк XVIII века Николай Михайлович Карамзин?

6. Назовите героев перечисленных литературных произведений А.С. Пушкина являющихся подлинными историческими личностями?

а. «Полтава»;

б. «Арап Петра Великого»;

в. «Капитанская дочка»;

7. Кому принадлежат слова «Хотя лично я сердечно привязан к государю, я далеко не восторгаюсь всем, что вижу вокруг себя; как литератора – меня раздражают, как человек с предрассудками – я оскорблён, но клянусь честью, что, ни за что ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков, такой, какой нам Бог ее дал».

8.  Перечислите произведения русской литературы, где важные для судьбы героев события происходят на балу.

9.    Кто был прообразом героя произведения Грибоедова «Горе от ума». Какова его судьба?

10. Российский писатель XIX века с мировой известностью,                            чьи революционные увлечения молодости едва не стоили ему жизни.

11. Какие подлинные эпизоды войны 1812 года отражены в романе Толстого «Война и мир»?

12. Кто из известных российских писателей и поэтов были репрессированы Советской властью в первой половине 20 века?

Вопросы для отборочного тура

гуманитарной олимпиады по литературе

1.  О  каком историческом деятеле писал в своём историческом труде  Н.М.Карамзин:

«…Он сквозь бурю и волны устремился к своей цели: достиг — и все переменилось! Сею целью было не только новое величие России, но и... присвоение обычаев европейских...

Потомство воздало усердную хвалу сему бессмертному государю и личным его достоинствам и славные подвигам. Он имел великодушие, проницание, волю непоколебимую, деятельность, неутомимость редкую: исправил, умножил войско, одержал блестящую победу над врагом искусным и мужественным; завоевал Ливонию, сотворил флот, основал гавани, издал многие законы мудрые, привел в лучшее состояние торговлю, завел мануфактуры, училища, академию, наконец поставил Россию на знаменитую степень в политической системе Европы....».

Назовите исторического деятеля  и произведение Н.М.Карамзина.

2. В каких произведениях и каких авторов мы встречаем тот же исторический персонаж?

3. «Вот мой /….:/ при первом взгляде

Он виден — плут, казак прямой!

В передовом твоем отряде

Урядник был бы он лихой».

Так изобразил эту историческую личность  А.С.Пушкин в письме к Денису Давыдову.

Назовите эту личность? Перечислите произведения, где эта личность упоминается как главное действующее лицо?

4. Кто был прототипом (прототипами) главного героя романа в стихах «Евгений Онегин» А.С.Пушкина? Чем известна(ы) эта(и) личность(и)?

  1. «Запомни же ныне ты слово моё:

Воителю слав – отрада;

Победой прославится имя твоё;

Твой щит на вратах Цареграда…»

Назовите историческую личность, о которой пишет А.С. Пушкин. Назовите все названия Царьграда.

  1. «Полней, полней! И, сердцем возгорая,

Опять до дна, до капли выпивайте!

Но за кого? О, други, угадайте….

Ура, наш царь! Так! Выпьем за царя.

Он человек! Им властвует мгновенье…»

Назовите автора, название стихотворения, о каком царе идёт речь? Какие заслуги этого царя упоминает автор в этом стихотворении?

  1. О каком царе пишет А.С. Пушкин? В каких  произведениях поэта упоминается об этой исторической личности?

«Над Невою резво вьются

Флаги пестрые судов;
Звучно с лодок раздаются
Песни дружные гребцов;
В царском доме пир веселый;
Речь гостей хмельна, шумна;
И Нева пальбой тяжелой далеко потрясена»
.

О каком царе идёт речь? Назовите авторов и названия произведений, откуда приведены отрывки:

А). «Царь Иоан искал успокоенья

В подобии монашеских трудов.

Его дворец, любимцев гордых полный,

Монастыря  вид новый принимал:

Кромешники в тафьях и власяницах

Послушными являлись чернецами,

А грозный царь игуменом смиренным…»

Б). «То за трапезой сидит во златом венце,

Сидит грозный царь Иван Васильевич»

8. В каком произведении А.С. Пушкина упоминается образ Екатерины Второй?

9. В каких произведениях А.С. Пушкин использовал образы своих предков?

10. «Счастья баловень безродный, полудержавный властелин». О каком историческом деятеле идет речь? Как деятельность этого человека связана с Петербургом?

11. Прочитайте отрывок из оды Г. Р. Державина «Фелица». Здесь описываются конкретные исторические факты. С чьим правлением они связаны?

«Там с именем Фелицы можно
В строке описку поскоблить,
Или портрет неосторожно
Ее на землю уронить,
Там свадеб шутовских не парят,
В ледовых банях их не жарят,
Не щелкают в усы вельмож;
Князья наседками не клохчут,
Любимцы въявь им не хохочут
И сажей не марают рож».

12.  О каких отличительных признаках уланов и драгунов говорит Лермонтов в известном стихотворении?