Печать
Категория: статьи
Просмотров: 577

"Generation "П" Виктор Пелевин

Если говорить о современной литературе, которая сложилась на рубеже двадцатого и двадцать первого веков, то, в первую очередь, хочется отметить выдающегося русского писателя, Виктора Пелевина. Он является одной из ярчайших личностей русского постмодернизма наряду с Виктором Ерофеевым. Хочется отметить, что почти все его произведения были переведены на европейские языки и получили высокую оценку в западных литературных кругах.

Виктор Олегович Пелевин родился в 1962. Он является одним из наиболее ярких и читаемых писателей последнего десятилетия. После окончания Московского энергетического института и Литинститута Пелевин в течение нескольких лет был сотрудником журнала «Hаука и религия», где готовил публикации по восточному мистицизму, философия которого затем отразилась в его творчестве. Первое его опубликованное произведение — сказка «Колдун Игнат и люди» (1989). Пелевин — лауреат многих литературных премий.

Так как писатель он нынче модный и даже культовый, критиковать Пелевина стараются все. «Писать о Пелевине может доставить истинное удовольствие любому рецензенту, критику, литературоведу или эссеисту. Нет, наверное, сегодня более цельного писателя, все творчество которого легко структурируется и разлагается на легко анализируемые, но в то же время будящие мысль конструкции. Пелевин как будто специально пишет для последующего анализа его произведений рецензентами».

Что интересно, имя Виктора Пелевина упоминается также в учебных пособиях по новейшей русской литературе и энциклопедиях. Однако большой работы, монографии о творчестве Пелевина пока нет, и все написанное когда-либо на эту тему — это, в основном, газетные статьи.

Основной темой творчества Пелевина является определение границ реального и ирреального. Весь мир иллюзорен, и временами очень сложно найти в нем хоть что-то действительное. Пелевин не разграничивает четко, где же истинное существование человека. Временами писателю кажется, что жизнь есть сон («Синий фонарь»), а может быть, это компьютерная игра («Принц Госплана»), или движение бройлерных цыплят по инкубаторскому конвейеру («Затворник и шестипалый»), или даже

бессмысленное гудение насекомых. Виктора Пелевина волнуют все сферы человеческой жизни и все слои человеческого общества. Не оставляет писатель без внимания и тему власти. «Generation П» - первый роман, поднимающий данный вопрос. По мнению Пелевина, быт и обыденность оттесняют стремление к свободе. Власть это прекрасно осознает, и для большей зависимости народа «вкачивает в мозги потребителя» фальшивые символы: утюг, лимонад, кроссовки и многое, многое другое, что можно встретить на рекламных вывесках и в рекламных акциях. Это, казалось бы, делает человечество свободным, на самом же деле порабощает его, делает зависимым от вещей.

Для меня данная книга стала своеобразным билетом в мир Пелевина. Она идеально описывает перестраивающийся мир, и людей, как составляющих его. Сейчас, мы живем в век новых информационных технологий. Реклама просто «кишит» вокруг нас, окружая по всюду: в метро, по телевизору, в школе, в интернете. Виктор Пелевин очень образно и ярко показывает, насколько новым для масс было внедрение в жизнь PR-сферы. Мне кажется, что актуальной книга останется до тех пор, пока существует реклама, PR, политтехнологии, то есть еще очень долго!

Больше всего меня поразила легкость письма. Книга одновременно гротескная, сюрреалистичная, смешная, грустная! Она заставляет задуматься и поразмыслить над очень актуальными проблемами. Например, «Как прожить жизнь «что бы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы……». Татарский действительно, как маленький генератор на самообеспечении, крутится и выкручивается в жизни. Ведь «Жизнь - это одинокое странствие, то под палящим солнцем, то в лютый холод. Как часто дорога, по которой мы идем, ведет в никуда, и неизвестно где встретит нас смерть. Когда вспомнишь об этом, все в мире кажется пустым и ничтожным. И тогда наступает прозрение...»

Рекламные афоризмы и истоки их создания поражают и покоряют воображение. Меня всегда умиляла сцена вдыхания райской пыльцы с ковра с цветами, эстетизм в мелочах. А его шедевр с пивом туборг, боюсь, поймут только единицы. Читая сценарий, я просто представляла пыльную дорогу, одинокого путника в одиночестве, жажду….к жизни, а если просто посмотреть на банку нет той силы привлечения, как в книге. Мистические элементы прекрасно вписываются в общее состояние, и общение с сирруфом воспринимается как должное. Кстати, думаю после

этой книги, большое количество необразованной молодежи резко потянуло в ботанику и все пригородные леса были прочесаны на предмет поиска коричневых мухоморов. Сцена их поедания в книге впечатляет.

Единственное, что мне не понравилось – это общая стилистика текста, Меня она совершенно не вдохновила. Да, здесь много интересных мыслей, да, местами забавно, да и смысл лежит на поверхности , но , встречающаяся пошлость, грубость и наркотические приходы, сводят на нет все достоинства. Мне всегда казалось, что «откровенная матерщина» – довольно примитивный способ привлечь массового читателя. Да и потоки сознания, рожденные различного рода стимуляторами, меня всегда мало привлекали. Я вижу, конечно, что все эти элементы сюжета автор преподносит гротескно, с иронией, вроде это такой способ подачи материала, чтобы донести основную мысль. В итоге мысль в основных чертах донесена, но не благодаря, а, скорее, вопреки такой оригинальной подаче.

Пелевин, как писатель новой эпохи, не может мириться с создавшейся действительностью. Неудовлетворенность жизнью заставляет его задуматься над тем, где же истина. И не находя ответа на этот вопрос, человек вынужден прийти к выводу, что жизнь состоит из бессмыслицы и обыденности. А может ли быть такое существование реальным? Пелевин много раз доказывает своим читателям, что не всегда реальное – реально, а нереальное – нереально. И как бы парадоксально это ни звучало, все же позиция писателя была принята общественностью и оценена по достоинству. Многие критики отмечают поучительность в произведениях Пелевина, его стремление показать истинное существование человека, определить, в чем же заключается смысл жизни.

Так , например, Павел Басинский, столь мастерски осмеянный Пелевиным в «Generation П» под именем Павла Бисинского, заявляет: «Сам по себе Пелевин с грошовым изобретательским талантом, с натужными «придумками»... не стоит и ломаного яйца» [1] — тоже, видимо, обиделся на собственное незапланированное появление в невыгодном контексте.

Еще один критик, А. Долин, вероятно, так и не определивший окончательно своего отношения к роману Пелевина «Generation П», автор уже пяти рецензий на этот роман. В одной из них он пишет о писателе

следующее: «Пелевин создал новую культуру и почти новую религию» . В другой рецензии — прямо противоположное: «В этом — весь Пелевин: не умея создать самостоятельный художественный мир, он смеется над остальными, придумывая окончательно нелепые, даже не смешные пастиши на разные темы» .

Все это еще раз подчеркивает неоднозначность, неодноплановость творчества Пелевина. Мы же, говоря о писателе, воспользуемся словами Игоря Северянина: «...Моя двусмысленная слава и недвусмысленный талант». Чего же, однако, больше в этом явлении новейшей русской литературы: «двусмысленной славы» или «недвусмысленного таланта»? И не в созвучии ли его произведений с нашей действительностью кроется причина успеха Виктора Пелевина?

Список литературы 1. ↑Балуева А. Виктор Пелевин: «Снимаюсь только 30 секунд и в очках!» // Комсомольская правда. — 22.11.2012. Архивировано 29 ноября 2012 года. 2. ↑ Виктор Пелевин в программе «Главный герой», часть 1/2 — YouTube 3. ↑ Перейти к:1 2 Анна Балуева, Мария Мятнова Ядовитый мальчик Пелевин // Комсомольская правда. — 07.12.2010. 4. ↑ Григорий Нехорошев Настоящий Пелевин // Независимая газета. — 29.08.2001. (копия) 5. ↑ Перейти к:1 2 3 4 Огрызко В. В. Самый загадочный писатель // Литературная Россия. — 21.10.2005. — № 42. 6. ↑ Перейти к:1 2 3 4 Наталья Кочеткова Писатель Виктор Пелевин: «Олигархи работают героями моих книг» // Известия. — 20.10.2008. 7. ↑ https://books.google.ru/books?id=bzVgAAAAMAAJ&q=«Синий+фонарь»&dq=«Синий+фонарь»&hl=ru&sa=X&ved=0ahUKEwiL3Inp8djSAhXTKywKHcKBCmwQ6AEILDAD 8. ↑ Перейти к:1 2 Немцы экранизируют роман Пелевина «Чапаев и пустота» // Вести.Ru. — 28.03.2011. 9. ↑ World’s richest fiction prize reveals shortlist // BBC News. — 05.03.2001. 10. ↑ Alexei Yurchak. Everything Was Forever, Until It Was No More: The Last Soviet Generation. — Princeton University Press, 2013. — P. 77. — 352 p. — ISBN 9781400849109. — ISBN 1400849101. 11. ↑ Сусанна Альперина Поколение. NET // Российская газета — Федеральный выпуск. — 14.04.2011. — № 5455 (79). 12. ↑ Майя Кучерская Приземлились в никуда // Российская газета — Столичный выпуск. — 31.05.2004. — № 3489. 13. ↑ Премия Андрея Белого-2003. — Журнальный зал. — Версия от 19.03.2012