Печать
Категория: статьи
Просмотров: 1130

Григорьева Л.О.
ПМЦ "Кировский" (г.Санкт-Петербург)

Языковая личность и цивилизационный тупик

тезисы
- Поведение человека определяется языковой картиной мира, которая сформировалась в его сознании. Вне речевого пространства невозможна социализация. Если в обществе выключается механизм по созданию позитивных речевых доминант, то активизируются разрушительные тенденции


- Речевой опыт современных людей наполняется стихийно, бессистемно. В обществе потребления язык оказывается востребован только на самом примитивном уровне. Комплекс неполноценности, постоянная неудовлетворённость, проблемы познания - следствие ограниченности языковой среды
- Когда слова низводятся до обслуживающей функции, они утрачивают духовные и интеллектуальные мотивации. Единство речи и мышления распадается. Существование переходит на бессознательный уровень
- Способность анализировать происходящее не является врождённой. Гармоничное развитие человека невозможно без воспитания речевой личности. Перекос в сторону спорта, танцев; видов деятельности, раскрепощающих чувства, приводит к семантической деменции, когда люди утрачивают контроль над своими эмоциями, становятся неспособны отвечать за свои действия, планировать будущее
- Состояние, когда слова утрачивают глубину и смысл, обессиливает общество. Никакая физическая мощь не сможет компенсировать речевую зависимость. Речь и мышление невозможно отделить друг от друга. Деформация языка нарушает иерархию ценностей: нравственных, социальных, культурных
- Массовая дезориентация, рост асоциального поведения, потеря основ существования - все разрушительные общественные тенденции - следствие пренебрежительного отношения к языку
- Тревожными признаками являются: потеря у людей чувствительности к ошибкам; привычка к искажениям, нарушениям. Среда, в которой смешиваются высокие и низкие понятия, порождает кризис мировоззрения. Реальность сужается до заданных кем-то потребностей. Отсутствие насыщения, постоянное ускорение - следствие неумения понять реальность
- Есть наследственная предрасположенность к пониманию родного языка. При освоении родного языка и изучении иностранного - задействуются разные механизмы восприятия. Носитель языка - является хранителем "языкового кода", который позволяет выражать все оттенки, тонкости, глубины человеческой природы. Замена родных слов иностранными, безразличие к родному языку ломает основу коллективной языковой личности, нарушает связь с прошлым
- "Человек потребляющий" вытесняет "человека разумного" прежде всего посредством языковой подмены. Логические связи между словами рвутся. Цивилизационный тупик, когда саморазрушение становится правом, нормой, привычной и понятной, неразрешим ни на одном уровне, кроме языкового
- Создание благоприятной языковой среды, воспитание полноценной языковой личности - первостепенная задача для общества, не желающего распада.


Литература:
1. Капишин А. Е. «Генеративная лингвистика» Н. Хомского // Иностранный язык в школе. — 2002. — № 2.
2. Пиаже Ж. Речь и мышление ребёнка. — М., 1994.
3.  Караулов Ю. Русский язык и языковая личность - ozon, 2014