Поиск  

Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Метки
   
Интернет-магазин nachodki.ru

МЕТОДИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИЗУЧЕНИЯ ТВОРЧЕСТВА

А. С. ПУШКИНА В ШКОЛЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

«У каждого возраста свой Пушкин», - сказал как-то Самуил Яковлевич Маршак. Это очень точное высказывание, ведь знакомство и изучение детьми произведений А. С. Пушкина происходит с их раннего детства.

Стихотворения и прозавеликого маэстро русского слова входит в детские души вместе с радио и телепередачами, сказками, которые им читают на ночь, и, несомненно, в ходе изучения школьной программы, посредством участия в предметных уроках и неделях, литературных вечерах, олимпиадах, конкурсах и фестивалях. Когда учащиеся осваивают произведения Пушкина в школе, возможно, создается иллюзия понимания и раскрытия всех замыслов автора, но пройдет несколько лет и в средней школе учащиеся станут взрослее и опытнее – и тут им откроются такие глубины и красоты пушкинского творчества, о которых они раньше и не подозревали; потом пройдет еще время – и снова откроется что-то новое и неведомое. Давно ушли в прошлое события и явления, о которых писал великий поэт, нет людей,  к которым обращеныпослания,чернильная строка больше не коснется бумаги, но стоит взять в руки книгу, и все оживает, перед глазами раскрывается сказочно-волшебный мир Александра Сергеевича: и Татьяна, пишущая при свече свое письмо, и глупый жадный поп, и терзаемый совестью царь Борис, и жизнерадостный обжора Варлаам, и Арина Радионовна, дремлющая у окошка со свои веретеном, а прежде всего - сам поэт, воссоздавший все это, вложивший в эти произведения свою душу[6; с.5]. В этой зримости, наглядности описываемого – одна из особенностей необычайного дара Пушкина, одна из особенностейпушкинской правды.

Историческое развитие русской литературы XVIIIначала XIXвековобусловило закономерность появления ее величайшего художественного гения. И учителю необходимо постепенно, на конкретных примерах подвести учащихся к пониманию творчества поэта[4; с. 3, 97].

Так, на уроке, посвященному изучению творчества М. В. Ломоносова, можно очень кратко изложить теорию «трех штилей», чтобы впоследствии провести линию развития русского литературного языка от Ломоносова до Пушкина.

Творчество Г. Р. Державина непосредственно связано с ранним творчеством Пушкина. Уроки по творчеству Державина Г. Р. можно связать с ранним творчеством гения русской литературы. Например, ученикам предложить материал для подтемы «Предшественники Пушкина: Державин, Радищев, Карамзин, Жуковский, Батюшков». Творческие проекты, буктрейлеры, мини-презентации необходимо направлять в рамки изучения жизненного и творческого путей А. Н. Радищева иВ. А. Жуковского.

Уроки по анализу комедии «Недоросль»Д. А. Фонвизина прямым образом ведут учащихся в мир провинциального дворянства, именно детальное изучение особенностей, достоинств и недостатков жизни провинциалов России поможет подготовить детей к восприятию самобытного и великого романа «Евгений Онегин». Тема воспитания в комедии даст возможность провести аналогии и найти отличия при разработке данной темы у Пушкина. Характеристика Фонвизина, данная в первой главе «Евгения Онегина», будет уместна при подготовке и проведении заключительного урока об авторе «Недоросля».

Ознакомление с «Путешествием из Петербурга в Москву» А. Н. Радищева поможет показать ученикам прямой путь от Радищева к Пушкину – к его вольнолюбивой лирике. При составлении характеристики «Путешествия из Петербурга в Москву» необходимо учитывать возможность создания презентации, буктрейлера к экземпляру этой книги, который принадлежал А. С. Пушкину [1; с. 4].

В современных РГОС при изучении русской литературы все более серьезно ставится вопрос о необходимости проведения системы уроков. При изучении творчества А. С. Пушкина система просто необходима. Чаще всего в повседневной практике разбор некоторых произведений автора на первом этапе изучения сводится к чтению и комментированию глав или отрывков. На втором этапе большое внимание уделяется составлению устных и письменных характеристик действующих лиц. Заключительный этап представляет собой либо контрольное сочинение, либо контрольные тестовые задания. Как правило, содержание сочинения чаще всего направлено на характеристику одного из героев по предварительно данному или коллективно составленному плану, в ходе которого воспроизводится то, о чем говорилось на предыдущих уроках. Такая последовательность в системе уроков мешает сделать выразительными, «выпуклыми» самые значительные темы и проблемы произведений, сосредоточиться на характерах героев в целом. Следуя представленной ранее модели «системы», учителю приходится строить свои уроки непосредственно по тексту произведения, боясь упустить малейшее слово, в то же время теряя самое главное: эстетическое воздействие произведения на ученика, без чего невозможно литературное развитие личности в компетентностно-ориентированном обучении современности [3; с. 5-6].

Для повышения качества обучения на уроках литературы, а именно при изучении жизни и творчества А. С. Пушкина, наиболее эффективно применение такого приема работы в классе, как «Пирамида».В середине XX века российские ученые-методисты стали выявлять и анализировать способность усвоения материала учащимися, используя различные подходы к обучению: проектный, лабораторный и т. п. Результаты отражены в«Пирамиде усвоения знаний»[10].Стоит обратить внимание, что когда педагог применяет первые три метода из предложенной «Пирамиды», то как бы невольно заставляет учащихся абстрагироваться к изученному материалу по творчеству автора, что удается на первых двух этапах изучения темы не всем ученикам. При использовании остальных подходов к изучению материала учащиеся самостоятельно ставят себя перед лицом проблемы, видят ее, им не нужно ничего представлять, остается только подобрать решение. Данный прием помогает направить учителей и учащихся на творческий подход в изучении жизни и творчества А. С. Пушкина.

Литература:

  1. Гиршман М. М. Анализ поэтических произведений А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Ф. И. Тютчева: учебное пособие для пед. ин-тов. – М.: Высш. школа, 1981. – 111 с.
  2. Гукасова А. Г. Болдинский период в творчестве А. С. Пушкина. Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1973. – 304 с.
  3. Дегожская А. С. Повесть А. С. Пушкина «Капитанская дочка» в школьном изучении. Пособие для учителя. – Л.: Просвещение, 1971. – 126 с.
  4. Демин Н. А. Изучение творчества А. С. Пушкина в 8 классе. Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1971. – 191 с.
  5. Маранцман В. Г. Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин» в школьном изучении. Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1983. – 159 с.
  6. «Пушкинский вечер в школе». Пособие для учителя. – М.: Детская литература, 1968. – 189 с.
  7. Сквозников В. Лирика Пушкина. – М.: Худож. лит., 1975. – 88с.
  8. Слонимский А. Л. Мастерство Пушкина. – М.: Гослитиздат, 1963. – 526 с.
  9. Хмарский И. Д. Народность поэзии А. С. Пушкина. – М.: Просвещение, 1970. – 127 с.
  10. http://pedsovet.su/metodika/6387_piramida_usvoenia_materiala
   
   
© ALLROUNDER