Алехина Анастасия
Мирное небо
Однажды, пролистывая новостную ленту, я наткнулась на один пост,
где меня сразу зацепили слова «россияне» и «Киев». Я вернулась к нему и
перечитала: «Россияне, братья, за ногу вас!
С наступающим и давайте в следующем году меньше убиваться друг об
друга.
С любовью, ненавистью и одним шагом между.
Из Киева».
Эти слова, написанные в Киеве, вновь заставили меня задуматься о
сегодняшних событиях и людях, ради которых всё это происходит. На самом
деле ещё остались те, кто считают русских братьями, какими мы и являемся с
древних времён, которые находят в нас друзей, хотят всячески помочь нам и
отстоять свою свободу. Однако безусловно есть и те, кто оказался под
влиянием запада и запутался в своих мыслях и убеждениях, что постепенно
ведёт к возникновению неонацизма.
«Нацизм - это идеология и практика гитлеровского режима в
Германии в 1919-1945 гг.. Его сутью являются тоталитарные
террористические методы власти, а также официальное разделение всех
наций по степени их "полноценности"», - такое определение даёт нам
Большой юридический словарь. Но что же такое нацизм простыми словами?
По моему мнению, нацизм — это мировоззрение, признающее верховенство
только определённой нации и выступающее за применение репрессивных,
жестоких мер по отношению ко всем остальным. Почему же он возникает?
Этот процесс начинается с эгоцентризма. Человек, не видящий ничего, кроме
собственного Эго, всегда считает себя выше и лучше всех, при этом во всех
его проблемах виноват кто-то другой. В его сознании действует убеждение:
"Тот, кто лучший, по определению не может делать что-то плохое". Именно с
этого начинается внутриличностный нацизм, который впоследствии
перерастает в нечто большее, конфликт межличностный и социальный.
Человек начинает ощущать угрозу его существованию со стороны других, и
поэтому у него появляется желание уничтожить всех, кто не похож на него.
Тем самым происходит кризис общества, потеря целостности и
самосознания, что приводит к возникновению тоталитарного режима и
репрессий. Это является примером того, как убеждения и взгляды одной
личности, казалось бы, малой частички, приводят к мировой катастрофе. Так,
под влиянием явного лидера Адольфа Гитлера, зародилась целая идеология,
ставшая глобальной проблемой и, к сожалению, актуальная по сей день.
Обратимся к вечному, самому преданному другу - истории и
посмотрим, к чему нас привело возвышение собственного Эго. Вторая
мировая война, длившаяся 6 лет и по праву считающаяся самой
кровопролитной войной за всю историю человечества, забрала по различным
оценкам учёных жизни 70-85 миллионов человек. Стоит только вдуматься в
эти цифры, чтобы понять, насколько страшна и насколько дорого обошлась
война всему миру. Демографический кризис, геноцид, насильственные
методы, репрессии, холокост, концлагеря, эпидемии, голод, бедность... И это
не полный список последствий, к которому может привести отдельно взятая
личность, всего одни убеждения и мысли. Тогда фашистская Германия
считала себя единственной "правильной" страной, борющейся за мировую
свободу и справедливость. Хотя на самом деле эти люди потеряли контроль
над собой, над своим рассудком, опровергли все нравственные принципы,
пытались выдать плохое за хорошее. Напоминает что-то, не правда ли?
В это непростое время мы встали на защиту не только нашего
государства, но и всей человеческой цивилизации, мы вернули моральные
нормы, истинные определения свободы, чести, доброты, справедливости и
человечности, которые стали ключевыми жизненными понятиями. А самое
главное, мы смогли превысить собственное Эго, разрешить, в первую
очередь, начальный внутриличностный конфликт. Какой же урок и совет мы
должны были вынести из череды этих ужасающих событий? Во-первых,
начинать изменять мир, смотреть на себя со стороны, анализировать все
убеждения, мысли и действия, постоянно задавать себе вопросы: "А
правильно ли я думаю? К чему приведут такие действия?" Во-вторых,
обращать внимание на окружающих, при возможности делиться своим
опытом, давать правильный совет, помогать другим в определении
жизненного пути. И наконец, не допустить повторения войны, такого исхода
конфликта, и возрождения нацизма как идеологии. Стоит посмотреть, что мы
имеем в современном мире и понять, были ли сделаны определённые выводы
и принят ли к сведению такой бесценный опыт? Проанализировав
сегодняшнюю обстановку, можно подвести итог, что человечество не
усвоило урок истории и продолжает возвышать себя, применять
насильственные методы, возрождать терроризм и большие потери людей.
Несмотря на это, ситуацию и ошибку ещё можно исправить, ещё раз обратив
внимание людей на последствия их действий, вовремя остановив их
пагубные намерения и мысли. Главное - остановить возникновение и
становление неонацизма сейчас, истребив подобные убеждения в корне и
навсегда, ведь даже маленькая крупица, один микроб может разжечь
сильнейшую эпидемию. Начинайте менять этот мир прямо сейчас с себя,
подумайте про свои мысли и установки, цели и планы. Может, стоит
тщательно проанализировать их и пересмотреть?...
Есть люди, которые потеряли контроль над собственными мыслями и
поддались чужим, невзвешенным мнениям, разрушительной пропаганде, но
есть и те, кто помнит наши общие корни, помнит, про братство наших
народов, кто признает в нас истинного друга и готов помогать нам. Именно
ради этих людей мы и продолжаем вести специальную военную операцию,
чтобы оказать поддержку и помощь дружественным нам народам. "Помощь
— препятствие для существующего или возможного зла." - Платон. Стать
препятствием иногда бывает нужнее и правильнее, чем быть
распространителем зла.
Только совместными усилиями мы можем приблизить тот день, когда
жители новых, вошедших в состав России территорий, не будут просыпаться
в страхе под звуки тревоги. И над нашей Родиной снова будет мирное небо.
______________________________________________________________________________
Хайрова Наира
ВРЕДНЫЕ СОВЕТЫ
Как мы знаем, наша Земля – вечная, что бы мы не делали, ей ничего не
повредит. Следуй этим советам и нас ждет чудесное будущее!
Совет 1: вы на пляже и вам лень выкидывать пластиковую посуду? выкиньте
её в море, чайка подберёт её и выбросит вместо вас в мусорный бак.
Совет 2: возьмите с собой крем от загара, используйте его, а остатки
выкиньте в море, так русалки не сгорят на солнце.
Совет 3: если есть у вас одежда, которая вам мала, выброси её скорей и в
озёра, и в моря, все обутые и одетые станут морские обитатели.
Совет 4: руки мыть полезно, но после этого грязный кран трогать не охота?
Так оставь его открытым, пусть другой придёт закроет.
Совет 5: свет включи и не выключай, пусть горит. Белый свет на благо дан.
Совет 6: ни в коем случае не сдавайте стекло на переработку! Выкиньте его в
общие отходы и не забудьте его сначала разбить.
Совет 7: Сорви цветы для мамы с клумбы или в лесу! самые редкие из
Красной Книги прям. Обязательно!
Совет 8: в магазинах новогодняя ёлка стоит слишком дорого? Не беда, в лесу
их много, так сруби самую молодую и красивую.
Совет 9: Лень тушить костёр в лесу? оставь его и согрей животных.
Совет 10: зашёл в магазин и увидел кучу ненужных пластиковых вещей?
Купи их, забери их домой, разбери там огромный пакет, ненужные покупки
просто выкинь в общие отходы или в море, рыбе тоже нужны безделушки.
Совет 11: у тебя в кармане фантик? Не нужно искать место сбора отходов!
Выкинь его на улице, всё равно ветер унесёт.
Совет 12: сделай из шкуры исчезающего животного шубу, и будешь
выглядеть богаче и круче всех.
Совет 13: включите громкую музыку в лесу и потанцуйте вместе с
животными, их совсем не напугает звук.
Совет 14: выкиньте полиэтиленовый пакет на улицу, пусть полетает, вдруг он
оденется на животного, и оно станет летающим.
Совет15: срубите деревья, они загораживают солнце.
Совет 16: поддерживай опасные химические предприятия, пусть у птиц будет
разнообразный воздух.
Совет 17: выплюнь жвачку на асфальт, её подберёт птица и попробует что-то
новое по вкусу, не переживай, её клюв не слипнется.
Совет 18: вылейте отходы в море, пусть рыбы почувствуют новые ощущения.
Совет 19: Оставь в лесу свои остатки пикника, животные получат
разнообразия рациона.
Совет 20: если животное попало в беду, ни в коем случае не помогай ему,
пусть природа сама решит, что делать с этим.
Юные жители земли, если хотите превратить Землю в склад мусора,
непригодный для жизни, обязательно воспользуйтесь этими советами.
____________________________________________________________________
Залуцкая Лилия
***
Бедный-бедный Павел
Тебя в свидетели зову,
О мученик ошибок славных,
За предков в шуме бурь недавных
Сложивший царскую главу
В с т у п л е н и е
1.
Серое небо гранитной плитой
Давит на хрупкие черепные коробки.
Душою и ratio след ночи той
Оставлен по-прежнему взятым в скобки.
Чёрным свинцом омываема плоть
Столетий, закрытых в гранитный ящик.
Кому суждено хребтину веков расколоть -
Подходи, преломи рукою своею дрожащей.
Краткий век прерываем кратким ударом
И долгим удушием сорока шести лет.
Твоя жизнь обернулась тебе же кошмаром.
Выходи и взгляни на вновь помешавшийся свет.
2.
Изодранная ткань пространства
Не впишется в скрипичный ключ.
Времени дела нет до критики постоянства.
Оно вонзает стрелы в память человеческих туч.
Диссонанс пространственно-временной сетки
Заставляет задуматься о течении лет.
Оставляя неразборчиво кровью пометки,
Время спешит, по пути внося правки в менталитет.
3.
Время гонит сотни теней по льду Джудекки,
Ветер гонит распаленный холодом свинец.
Две эпохи воскреснут в одном человеке.
Выходи, мёртвый Гамлет, подыми свой венец.
Время распадется на тысячи атомов,
Я сную среди тысяч невидимых лиц
Три столетия скрытые холодом мрамора.
Живые и мертвые здесь, у гробниц.
Выходи, мёртвый Гамлет. Расскажи, что было содеяно.
Здесь я твой проводник, не стоит бояться живых.
Расскажи, что плотью и кровью времени
Захоронено в тьмах вековых.
4.
Ножи каленых стрел часов
Спешат рубить по бланку циферблата.
Надломленным слогóм несу вам сообщить, друзья,
Что спешно отмыкаю гробовой засов.
Принц Датский, нет, Российский! Мучит страх
О днях твоих, прожегших клеть столетия.
Напомни мне, душа о двух мирах,
Что претерпеть пришлось в последнем лихолетьи.
((Скоро вижу тебя. Время боле не властно.
Выходи из гробницы, облаченный в привычный мундир.
Снова тоской серых глаз безгласной
Окинешь непринявший мир.
Холод могильный тебе не к лицу.
Снова вижу тебя - на сей раз во плоти -
Мне не в первой, эпохи творцу,
Дорогой живых воскресших вести.
Взгляни мне в глаза. Взгляд все тот же, с тоской.
Пойдем, русский Гамлет. В уме воскреси
Дыханье столетия, ночи былой,
Ушедшего времени изгнанный сын. ))
Д е й с т в и е 1
1.
Прокуренный воздух - для альвеол тяжелая пища.
Дорога недалека - останется две сотни лет.
А в петле мостовой ветер северный свищет,
А я слышу голос, которого нет.
Под железными чёрными рёбрами
Растекается чёрный свинец.
Вот и мой Рубикон - судьбина недобрая
Предрекает нам скорый конец.
Скоро вижу холодное пламя.
Жребий брошен! Конец настаëт.
Вознесем своё пестрое знамя.
Кое кровью окрашено - век вознесëт.
2.
Коснусь кистями тленными нетленного ребра.
Ребро гудит от холода, глотать рефлектуру неба.
Остекленевший поднимаю взгляд
На сталагмит. Поверь мне, бледная, то не был
Единый раз, когда ты вынуждена уступить!
Глаза живых слепы к вещам такого рода -
Метафизическим ключом посмею разделить
Границу граней. Выходи из гроба!
Мне неподвластна клеть координат
Прекрасная в своём четвёртом измереньи,
Но может ты разрушить будешь рад,
Храня silentium прошедших поколений.
Отверста дверь, служáщая физической границей.
На горнем нет остатка тени бытия.
Остекленевший взгляд потерянно скользит по лицам,
Дары былых эпох в уме воспáленном храня
3.
Иглы ломких пальцев
Простёрты над мраморной крышкой.
Воды утекло немало,
Избранный волею вышней.
Мне ли теперь перечить,
Коль сказано "было угодно"?
Вставай, как был, изувечен.
Ныне могила свободна!
4.
Ушедшего времени изгнанный сын
Неслышно идет по мостам Петрограда.
Не камень о камень. Иду спешно рядом.
Я чувствую холод осьмнадцатых зим.
Идет торопливо, листая страницы
Ушедших веков. Под нами вода.
Я вижу не тени - сменяются лица.
От нас - ни следа.
5.
((Жидкий свинец языками жадно лижет холодный гранит.
Скоро Марс-Ганнибал восстаёт перед нами.
Сотни пролитых лет мне вторят зеркалами.
На подножии - одна тысяча восемьсот первый пробит.
Всë - метафора времени. Всë - плоть и кровь.
Марсово поле зелёным пластырем по городу серому разлеглось. ))
Д е й с т в и е 2
1.
Полумёртвый лед Фонтанки
Не видит ныне неба.
Входим в двор восьмигранный,
Где времени ход ещё не был
Так грубо развернут, отослан назад.
Я - человек без столетья.
Все мне привычно в чужих временах,
Лишь своего не стерпеть мне.
2.
Солнца закатного пламенный круг,
Скрытый за сими стенами
Снова расцветит фасад. Милый друг,
Что же теперь станет с нами?
Бывши бесплотен, но в хладных руках
Теперь держишь смертную душу.
Видно, так нужно - что в разных мирах.
(Я снова границу разрушу!)
____________________________________________________________________
Каурова Анна
По пути добра
— Вон отсюда! Ишь, что удумали, мячи свои в клумбы закидывать! Чтобы я вас здесь
больше не видела!
— Вот ведьма старая...- пробормотал мальчик, доставая мяч из цветов, впрочем, с лёгким
чувством вины их осматривая. К удивлению ребёнка, уже посчитавшего, что старуха, как
обычно раздула из мухи слона, многие стебли оказались сломаны, а все лепестки помяты
или оторваны, поэтому он поспешил уйти, чтобы не попасться под горячую руку.
Тем временем окно на первом этаже закрылось, и вскоре из подъезда вышла та самая
пожилая женщина. Людмила Петровна (а именно так её и звали) внимательно осмотрела
цветы. До этого момента в ней ещё теплилась надежда, что ничего плохого не случилось,
но, к сожалению, она не оправдалась. «Как же так? Труд нескольких месяцев уничтожен
какой-то нелепостью… Что же теперь делать?» Старушка побледнела, поднесла руку к
груди, и медленно опустилась на землю, рядом с уничтоженными цветами.
— О, Господи… Тётя Люда, вам плохо? Что же мне делать? Так, нужно позвать кого-
нибудь. Да, точно.
Таня, пятиклассница, возвращающаяся домой из школы, увидела Людмилу Петровну на
земле с совершенно белым лицом. Девочка достаточно хорошо знала пенсионерку, они
жили в соседних подъездах, и маленькую Танечку часто оставляли с ней, когда маме
нужно было уйти по делам. Бедная женщина морщилась и пыталась вдохнуть. Таня уже
было побежала за помощью, но вдруг осознала, что женщину в таком состоянии одну
никак нельзя оставлять. Она дрожащими руками нашла свой телефон в школьном
портфеле и набрала Скорую Помощь.
— Срочно! Так, вдох. Выдох. Меня зовут Таня Кирова. Я шла по улице и увидела
пожилую женщину. Ей очень плохо. Да, она сейчас рядом со мной. Бледная, морщится,
скорее всего ей больно. Нет, говорить не может, ей трудно дышать. Адрес? Первомайская,
7А. Хорошо. Поторопитесь!
Танечка села на землю рядом со старушкой и взяла её за руку:
— Не переживайте, всё будет хорошо. Они скоро приедут. Сказали, что вам очень важно
сейчас хотя-бы попытаться успокоиться.
Через две минуты приехала скорая и увезла пожилую женщину. Ну, а Таня весь
оставшийся вечер размышляла, что же случилось с бедной старушкой? Врач Скорой
Помощи сказал про сердечный приступ…
На следующий день девочка всё ещё была поглощена своими мыслями и крайне
немногословна.
— Кто-нибудь ещё от нашей школы хочет поехать на возложение цветов к памятнику
освободителям?
В этот момент в Танин бок ударился локоть Алёны, её лучшей подруги. Одноклассница
прошептала:
— Ты чего? Мы же вместе собирались поехать.
— А? Да, конечно.
— Екатерина Олеговна, мы с Таней хотим!
— Молодцы. Девочки. Хоть кто-то понимает важность девятого мая…
После звонка Алёна взяла подругу за руку и решительно потянула в другой конец класса,
где кроме них стояла только компания из нескольких мальчишек.
— Ну, давай, рассказывай.
— Что рассказывать? - Таня искренне не могла понять, что от неё хочет подруга.
— Как это что?! Что с тобой произошло? Ты обычно весёлая, самая болтливая в нашей
компании, а тут какая-то поникшая ходишь.
Таня сделала вдох. Затем выдох. И начала:
— В общем, вчера…
Её перебил возмущённый мальчишеский голос:
— Нет, вы представляете?! Я случайно вчера попал мячом по её цветам, а эта
сумасшедшая старуха накричала на меня! А я даже её «драгоценных» цветов почти не
помял.
Таня ошарашенно посмотрела на одноклассника. Она не то, чтобы часто общалась с
Денисом, но думала, что достаточно хорошо его знала, и даже не представляла, что он
способен на что-то подобное. Она подошла к мальчишкам и возмущённо посмотрела на
Дениса.
— Как ты можешь так говорить? Как ты можешь не понимать, что кому-то цветы могут
быть важны также, как тебе твой футбол? Ты вчера сломал или помял ВСЕ цветы. А
Людмила Петровна? Ей по-настоящему были дороги те цветы! И, конечно же, ты даже не
догадался попросить прощения, а её увезли на Скорой с сердечным приступом!
На последней фразе из глаз Танечки потекли слёзы. Она развернулась и убежала из
класса. Алёна побежала за Таней, мальчишки разошлись, и лишь Денис остался стоять на
месте. Ему ещё вчера стало стыдно за свой поступок, но он предпочёл правде и раскаянию
свою гордость. А сейчас? Когда все его скрытые мысли озвучила девочка, которая давно
ему нравится… Сейчас мальчик чувствовал только вину. После уроков Денис нашёл Таню
и первым заговорил:
— Тань, а мы не могли бы навестить Людмилу Петровну в больнице? Ты не знаешь, куда
её увезли? Я очень хочу попросить прощения у неё.
Девочка удивлённо посмотрела на него и улыбнулась:
— Молодец, это будет правильно. Мы с мамой как раз сегодня собирались поехать
навестить её. Думаю, мама разрешит тебе поехать с нами.
Вечером того же дня дети были в больничной палате. Таня принесла букет ромашек, а
Денис пакет с фруктами. Девочка недолго поговорила с Людмилой Петровной, и та
перевела взгляд мальчика:
—Простите меня, пожалуйста. Я правда не хотел, чтобы так получилось. Мне очень
стыдно.
Старушка с лёгкой грустью улыбнулась:
—Уже поздно сожалеть, сделанного не воротишь. Эти гвоздики я хотела возложить на
могилу своего отца. Он погиб на фронте во время Великой Отечественной войны.
Таня выдохнула:
— Точно! Завтра ведь девятое мая. А я и забыла…
А Денис решительно произнёс:
— Мы соберём оставшиеся цветы, я еще свежих куплю, и мы сходим почтить память
Вашего папы завтра. Вы ведь не против?
— Уверена, он был бы этому рад.
На морщинистой щеке блеснула слеза. Вошедшая медсестра сказала:
— Так, дети, вам пора идти, а вам, Людмила Петровна, нельзя волноваться.
—До свидания!
—До свидания, Людмила Петровна.
Через 20 лет.
По мемориальному кладбищу шла небольшая семья: мужчина, женщина и мальчик лет
семи.
— Ну, пап! Зачем мы сюда пришли? Лучше бы в кино сходили…
— Никита, ты знаешь какой сегодня день?
— Не знаю, обычный день. Четверг.
— Сегодня – девятое мая. День, когда люди вспоминают всех, кто вернулся домой с
победой в Великой Отечественной войне или отдал свою жизнь за неё. Вам уже, наверное,
рассказывали про это.
Всё недовольство испарилось с лица мальчика. Он взял отца за руку, и они подошли к
двум могилам. На одну из них они возложили красные гвоздики, отдавая дань уважения
памяти героя, отдавшего жизнь за Родину, а на соседнюю – белые. В память о дочери, что
не дождалась отца с войны. Повзрослевший Денис и его сын поднялись с колен. На глазах
обоих блестели слёзы. Подошедшая Таня тихо сказала:
— Я так горжусь вами…
____________________________________________________________________
Красова Яна
Патриотизм подлинный и мнимый
Патриотизм – это замечательное качество, присущее человеку, который
по-настоящему любит свою родину и готов служить ей. Это уважение к
своему государству и его символам, таким как флаг, гимн, герб. А также это
ответственность за свои поступки и защита своих прав и свобод.
Но, к сожалению, встречаются случаи мнимого патриотизма, когда
человек, называя себя патриотом, лишь добивается своих целей: положения в
обществе, наград и прочего. Они не уважают законы и правила своего
государства, нарушая их по своему усмотрению. Они не заботятся о своей
родине, разрушая ее природу и культуру. Такой патриотизм мнимый, ложный
и поддельный. Настоящие патриоты не кричат о своей любви к Родине, но
совершают такие поступки, которые не под силу тем, кто не любит ее.
Патриотизм – это очень важно. От него зависит счастье целой страны. И
как не бывает счастья в семье без любви, так не будет его без патриотизма в
государстве.
Любить свою Родину, ценить ее, заботиться о ее будущем – вот задача,
которую ставит перед собой каждый любящий ее гражданин. Ведь
гражданская преданность – это в то же время проявление патриотической
верности. Всем жителям нашей большой страны необходимо работать и
учиться на благо своей родины. Потому что Россия – одна большая семья, где
живут дети, родители, старики… Все они хотят счастья и благополучия для
своих родных и близких. И если все будут проявлять патриотизм не только на
словах, но и на деле, то так обязательно и будет.
Особенно сейчас, когда Россия переживает сложный период своей
истории и требует особого внимания и любви, каждый должен проявить
чувство патриотизма в его лучших проявлениях.
Россия – это не только земля, на которой мы живем. Это огромная и
разнообразная страна, которая имеет богатое и славное прошлое, настоящее и
будущее. Россия – это страна великих писателей, поэтов, художников,
ученых, спортсменов, космонавтов. Россия – это страна героев, которые
защищали свою родину от врагов, сражались за мир и справедливость.
Россия – это страна красоты, которая поражает своими пейзажами,
архитектурой, фольклором, музыкой. Россия – это страна многих народов,
которые живут в мире и согласии, уважают друг друга и свои традиции.
Я знаю, что патриотизм в России – это не просто слово, а живое чувство,
которое объединяет миллионы людей. Что патриотизм в нашей стране – это
не только прошлое, но и настоящее и будущее. Я знаю, что патриотизм в
России – это сила, которая помогает преодолевать любые трудности. В этом
заключается ценность, которую нужно беречь и развивать.
Патриотизм в России – это моя гордость и моя ответственность. Я хочу
быть подлинным патриотом своей страны. Я хочу учиться и развиваться,
чтобы быть полезной для своего народа. Хочу уважать и поддерживать свое
государство, чтобы оно было сильным и демократичным. Хочу быть доброй и
открытой для других народов и стран, чтобы все жили в мире и
справедливости. Это мой патриотизм, и я горжусь им.
__________________________________________________________________
Черкашин Лев
***
Мне снова снится страшный сон
под тёмным небом Ленинграда,
когда окрашен горизонт
обстрелом, а не звездопадом.
Блокадный город холода
накрыли саваном холщовым,
и смерть ходила по следам...
Ей не впервой, и нам - не ново.
Буржуйки мёрзли без огня.
Им мало дров - нам мало хлеба.
Ракетный окрик загонял
людей в подвалы непотребно.
И так хотелось в темноте
неутолимого молчанья.
Шли треугольники вестей
от близких медленно, печально.
Кошмарный сон наверняка
ветра сметут сквозь балюстрады,
но болью будет жить в веках
гранитный подвиг Ленинграда.
***
Сегодня ветер пригибает травы,
в неласковых порывах охладев.
По лету носит город жёлтый траур,
и август – прочь на облачной ладье.
Скользит за ней Тесеев черный парус -
то ворон бережет осенний час.
И, как люблю я, рыжему пожару
рябин пора уж разойтись сейчас.
Нечетных дней отсчитываю ворох,
зачётным дням даю слепой карт-бланш,
сквозь очереди, мимо светофоров
ищу тебя вокруг. Такая блажь.
Быть может, что тебя другие греют…
Быть может, ты – чернильный след пера…
Средь межсезонья ямбы и хореи
о женщине приятно собирать.
Одна меня забота донимает:
ударит дождь, и бог тому судья,
что мы пройдём, и, взгляд не поднимая,
друг друга не заметим ты и я.
Прольется скоро ливневое зелье,
но ты, прошу, в единственное верь:
недаром создавали круглой землю.
До встречи там, где город на Неве.
***
Пришла пора. Не стоит бить в набат.
Зима пронзила город незаметно,
и рыхлой белой рябью снегопад
размыл для взора контуры предметов.
На стекла клейких хлопьев кружева
налипли так нелепо, так по-детски.
Они с лучами солнца карнавал
устроят алюминиевым блеском.
Идешь вдоль зарисовок декабря,
где каждый двор и каждый переулок
себе на память хочется прибрать
к рукам: они стоят без караула.
Сугробы с очертанием машин –
наброски в недописанном этюде,
но живописца не растормошить:
досужий день дремотен, малолюден.
Стряхнув от снега старый воротник,
ты вспоминаешь прожитые зимы,
события былые, и от них
движению к весне находишь стимул.
Остывший город – выставочный зал,
но здесь у входа, не берут оплату,
возможно, потому что за глаза
тебя считают тоже экспонатом.
__________________________________________________________
Сафонов Павел
Подборка стихотворений
***
Мчались лошади в вольном поле
Облака нависали сгустком
Шел на битву усталый воин
Худощавый мальчишка русский
Пел он песню, с которой братья
До него уходили строем
А в избе утешали мать в том,
Что его назовут героем...
В годовщину великой даты
Мы несем на курган букеты
У Огня на посту солдаты
Блестят золотом эполеты…
Сколько их в деревнях и селах
Сколько их в городах, станицах
Тех ребят – молодых, веселых
Сколько радости в юных лицах…
***
Вы женаты? На Родине, да.
Я в деревни влюблен, города:
Улиц липецких шум городской
Не смешать с петербуржской тоской.
Степь, что сопками размежена,
Смотрит ласково, словно жена,
К свету фар вьются сов патрули,
И село исчезает вдали.
Смех детей и укор стариков,
Что ведет на границу веков,
Где по полю – вольна, весела
Удалая казачья песня плыла…
***
Родина, не много и не мало
Горизонт без края и конца
Между рядовым и генералом
Горькое: «Такой же, весь в отца»
Между честью, трусостью и ложью
Гулкий свист осыпавшихся мин
И судьба бредет по бездорожью
Из времен, где были все людьми
Страх – подросток, взгромоздясь на плечи,
Тихо спросит: «Дальше потрусим?»
До берез – ползком, а дальше – в Вечность
Вечности с избытком на Руси
Ты не хочешь свадьбы и развода
Мать боится – орденов без рук
А на сердце мечется свобода
От любви, надежды и разлук
***
«Пал в борьбе» – нынче громко и пусто звучит
Век недолгий и тот уже прожит
Над постелью усталые лица врачей
Я читал по губам «Невозможно…»
Невозможно упасть и замерзнуть в пургу
Если прожил любовь ожидая
Невозможно без боя рубеж сдать врагу
Невозможно всю жизнь петь у края
Невозможно пройти сотни тысяч дорог
И раздать счастье все, сколько нажил
Невозможно ступить на родимый порог
Если вышел простившись однажды
***
Верю ли – нет, много не проси,
Я упал под тяжестью оков.
Повелось нам со времен Руси
Ждать спасения от дураков,
.
Уходить, махнув на жизнь рукой.
В деле полагаться на авось
Чтоб на весь степной земной покой
Разлеталось с песней: «…Не морозь…»
Провожать селом идущий строй,
Смахивая горькую слезу,
Чтоб твердил в письме солдат-герой:
«Я вернусь, родная, все снесу…»
Высота – тебе же не впервой
Побеждать – назло и вопреки
Принеси победу в дом родной
Пусть тобой гордятся старики!
Рассказ
Ёжик для Пашки
Все мы родом из детства. Не помню, кто сказал, да и не важно это, если
мысль плывет по реке времени бумажным корабликом и не тонет, значит
истинна. Но это я задумался, простите. Так вот, у каждого из нас был в
детстве человек, соприкоснувшись с которым ты становился чуть лучше и
мир вокруг тебя интереснее. Для меня таким человеком стала Оля М.
Это теперь она Оля, а тогда, для нашего шестого класса она была Ольгой
Андреевной, учителем мировой художественной культуры и рисования.
Порою не разобрать уже в комке мыслей и чувств, что было, а что
намечталось, но отчетливо заполнились русые волнистые волосы, большие
карие глаза и ямочки на щеках, отчего казалось - улыбается. Она и правда
много смеялась.
Мы были единственным классом, который ей дали вести. Оставалось
много свободного времени, но Ольга Андреевна не торопилась домой.
Однажды я застал ее, когда она рисовала березу за окном школы и, не сумев
сдержать своего восхищения, тихо и проникновенно, как мне казалось,
произнес: “Ну у Вас просто Грабарь!”. От неожиданности смутилась,
залилась краской и спрятала картину.
Нас Ольга Андреевна очень любила, хвалила за каждую малость и
многое прощала. Мы могли не носить ни красок, ни кистей – она сама все
готовила заранее, желая разве только, чтобы мы прониклись миром, которым
жила.
…Помню вот что. Мы сидели на уроке, и с ребятами говорили о чем-то
шепотом, пока Ольга Андреевна беседовала с классом, рассуждая, каким
бывает город. Кто-то представлял его музыкальным, кто-то солнечным, и
когда очередь дошла до меня, то я, недовольный, что оторвали от разговора
с друзьями, ответил резко – “Хмурым”. “О-о-очень хорошо”, – протянула
Ольга Андреевна, – “а теперь каждый рисуйте свой город”. Я впал в
замешательство. Рисовать у меня получалось плохо, да и как изобразить
хмурый город было не совсем понятно. Все еще сомневаясь, нерешительно
провел несколько прямоугольников толстой серой кистью – вышло так себе,
и я уже думал брать другой лист, как вдруг почувствовал ее взгляд. “Что это
у нас тут?” – вопрос должен был стать роковым, но я опомнился. «Так
скучный же город», - ответил невозмутимо. «Дождь и туман окутал дома…».
- А и верно – ее рука подхватила мою кисть и на обезображенном “домами”
листе начался танец – вот здесь туман, так? – и невзрачные серые пятна
укутали основания домов, спрятали их за собой, а тут в окошках горит свет,
люди же решили дома остаться, верно?
Я слушал и не слышал ее, я словно был во сне, на моих глазах
происходило чудо, я не успевал за резкими движениями ее руки, быстрыми,
мимолетными мазками. Она наполняла мой рисунок собой, своим
вдохновением, своей радостью открытия, счастьем нового, пусть даже
хмурого дня.
…- Вот и все, у тебя здорово получилось!
Я смотрел на картину и ничего не понимал. Вот они, три моих отдельных
серых прямоугольника, но вокруг теперь нависали унылые тучи, в маленьких
окошках теплилась жизнь - лист ожил, он как будто говорил со мной,
описывая один из длинных осенних вечеров.
… Заканчивался школьный год. На дворе стоял май, мы сидели за круглым
столом, составленным из парт. Ольга Андреевна ходила по классу и
называла оценки. Почти у всех, конечно, было пять.
“Ребята!” – она вышла к доске, чтобы все ее видели, - “Спасибо вам за этот
год. Мне было очень интересно с вами и вам со мной, надеюсь, тоже.
Никогда не бросайте творчество. Выдумывайте, творите и не бойтесь
следовать своему пути”.
“А теперь…”, - мечтательно посмотрела в окно, как делала всегда
перед сюрпризом, - “а теперь я бы хотела отметить учеников, чьи работы мне
особенно понравились” – с этими словами она подошла к моему другу – “Это
тебе за «Весну»”. И подарила ему вырезанный кусок фиолетового картона, на
котором был нарисован ежик с котомкой - точная копия «Ёжика в тумане».
“За «Дорогу»” – и уже другой ёж отправился счастливому обладателю. “За
«Оттепель»”, “За «Лосенка»” – оценки сразу стали не важны, крутость
измерялась в ежах. Я ждал и не ждал с замиранием сердца. Я не умел
рисовать, чтобы претендовать на подарок, но в мечтах надеялся на чудо.
Каждый ребенок верит в свою исключительность и ждет похвалы.
“За хмурый город”, - и передо мной лег ёж. Мой ёж, с ее автографом. На
мгновенье лишившись дара речи, я растерянно посмотрел на Ольгу
Андреевну, спрашивая: “Мне? Но за что?” – а она только улыбнулась в ответ,
разделяя со мной каждое мгновение радости.
… Вновь я увидел Ольгу Андреевну спустя лет семь. Я шел из института
домой, пересекая школьный двор, перед входом в здание стояла “скорая”.
Домой не хотелось, и я прислонился к колонне, наблюдая за происходящим.
Долго ждать не пришлось – санитары, придерживая тяжелую дверь,
вытаскивали носилки на мороз. За ними с криком “Аккуратнее там!”
выскочил рыжий мужчина в форме охранника – при мне его в школе не
было.
Её я узнал сразу. Те же русые волнистые волосы, те же ямочки на щеках, но
лицо было очень бледным, а взгляд неподвижен. Смысл происходящего
доходил не сразу, словно разбиваясь о стеклянную стену. Перехватило
дыхание, мешал комок в горле. Вспомнились май, еж, ее глаза, и на душе
стало неимоверно тоскливо.
- Ну, все, спасибо, мужики, хорошо, что успели - рыжий мужчина пожал
руки врачам, - дети в школе довели!
- Да уж, детки теперь пошли, - хмыкнул фельдшер и захлопнул дверь.
Машина тронулась. Повинуясь внезапному порыву, я, зажмурившись, быстро
перекрестил ее, и пошел к дому.
На стене по-прежнему висел ёжик. Последние несколько лет я скользил
по нему взглядом, фактически не замечая. Но сегодня он снова вернул меня в
детство. Пробираясь сквозь фиолетовый туман картонки он нащупывал
маленькими ножками тропинку и тихонько повторял: «Все будет хорошо!».
… Рисовать я, конечно, так и не научился, да и не в том дело. Мы
пришли к ней уже во многом личностями, с начинающим формироваться
мировоззрением, входя в жизнь, где прежние надежды и мечты рушились под
натиском здорового цинизма мира взрослых. Ольга Андреевна, сама еще
практически ребенок, очень по-детски пыталась доказать, что в жизни
каждого из нас, какой бы мрачной или унылой она не казалась, есть место
чуду, надо только не отчаиваться и постараться его увидеть. И если это
получится – значит, уроки прошли не зря.
___________________________________________________________
Капранов Марк
Огонь сердец жителей блокадного Ленинграда
9 сентября 1941 – страшная дата для жителей Ленинграда…
Именно тогда, 80 лет назад, года началось наступление фашистских
войск на город, имевший огромное стратегическое и политическое значение
для германского командования. Ленинград.
Исторические хроники пишут, что уже в августе тяжелые бои
разгорелись на подступах к городу, а 30 августа немецкие войска перерезали
железные дороги, связывавшие Ленинград с остальной страной. С 8 сентября
фашистам удалось полностью блокировать город с суши. Началась Блокада.
По задумке Гитлера, Ленинград должен был быть стерт с лица земли.
Однако блокада длилась до 1944 года – и Ленинград смог выстоять! В
истории мира известны только три осады такого масштаба: Карфаген, Троя и
Ленинград. Сегодня можно смело утверждать, что ленинградская трагедия
превосходит даже трагедии Варшавского гетто и Хиросимы по своим
масштабам. Фашистские войска намеревались полностью разгромить город,
названный в честь Ленина, но Ленинград продолжал жить.
В течение 900 дней и ночей блокады в оккупированном городе все еще
проводились концерты и спектакли, работали заводы и школы. Жители
Ленинграда объединялись и принимали участие в народном ополчении,
маскировали вековые памятники Северной Пальмиры, страдали от
недосыпания и недоедания, с нетерпением ожидая прихода 54-й армии с
востока. Они трудились день и ночь, укрепляя город, и в самые тяжелые дни
блокады ленинградские предприятия выпускали более миллиона снарядов и
мин в месяц. Сегодня численность выживших блокаду не превышает 240
тысяч человек.
Жители блокадного города, несмотря на все трудности, проявили
героизм и настойчиво верили в Победу! В каждом ежедневном поступке они
демонстрировали подвиг, живя в осажденном Ленинграде. Стремясь
преодолеть все преграды, люди не только стремились выжить, но и с
готовностью поддерживали друг друга: ведь только сплотившись воедино
можно одержать Победу! Это послание мы, потомки, и должны передать
нашим детям. И детям наших детей… Огонь сердец жителей блокадного
Ленинграда не должен потухнуть – никогда!
______________________________________________________________________
Андреева Ева
Весенняя набережная в Донецке
Очень много картин, изображающих пейзажи своего родного города,
Донецка, написала замечательная донецкая художница Юлия Киселева. Одна
из них, «Весенняя набережная в Донецке», особенно меня впечатлила.
На этой картине художница изобразила очень красивый пейзаж: вечер
на набережной в центральном парке нашего города. Это действительно
самый живописный уголок моего родного Донецка! На переднем плане
картины мы видим набережную, украшенную свежими красками весны, и
мокрый асфальт. Яркие цветы, бушующие вдоль набережной, чистые,
словно умытые дождем деревья, создают ощущение тепла, спокойствия и
уюта.
Основное внимание привлекает идущая неторопливо пара, гуляющая
под куполом зонтика. Несмотря на дождь, мы любуемся их романтической
прогулкой, как и они любуются красотой вечерней набережной… Их
прогулке никто и ничто не мешает: сама природа создаёт нужное настроение.
Вдали на картине нам виден потрясающе красивый город, сияющий
огнями. Наш Донецк. Картина всеми своими красками и каждым штрихом
передает атмосферу мира и спокойствия. Мне бы очень хотелось оказаться
на нашей прекрасной набережной в этой тихой уютной обстановке, пусть
даже и под дождем...
_________________________________________________________________
Сазонова Анастасия
Любовь к Родине начинается с заботы о родном языке
У каждого человека есть родной язык. Тот, на котором он говорит сам.
Тот, на котором он впервые сказал «мама». Тот, на котором он мечтает перед
сном… Мой родной язык – русский.
Я знаю, что русский язык – один из самых сложных языков в мире.
Падежи, склонения, окончания – это настоящая «китайская грамота» для
иностранцев, решивших освоить язык Пушкина и Толстого. Но мне повезло:
я говорю на русском с детства! Он впитывался мною с первыми песнями и
мультфильмами – он для меня сродни воздуху.
Русский, безусловно, очень богатый и красивый язык. Я отношусь к
тем людям, которые не устают удивляться его богатству, гордиться им. Я
расту, взрослею, изучаю новое – и язык моего общения тоже меняется. Все
мы знаем, что на протяжении долгих лет язык, на котором мы говорим
сейчас, изменялся. С каждым годом появляется всё больше и больше новых
слов – этот процесс необратим. Так продолжается и по сей день. Чтобы уметь
правильно и красиво говорить, нужно и очень важно не только знать
значение и написание слов, но и не засорять язык. Следить за чистотой своей
речи, в моём понимании, ‒ это тоже форма любви к Родине.
Многие люди с разных стран увлекаются культурой России и
интересуются изучением нашего языка. Это не может не радовать! Я и сама
люблю читать произведения русской классической литературы, тем самым
открывая для себя тонкости русской речи и культуры.
Я твёрдо убеждена, что каждый человек, уважающий свою Родину,
обязан ценить и беречь чистоту своего родного языка. Лично я поступаю
именно так.
______________________________________________________________________
Балашова Василиса
Я мечтаю, чтобы закончилась война
«С чего начинается Родина?» ‒ пелось в известной песне из
кинофильма "Щит и Меч". Родина начинается «с картинки в твоём букваре»,
«с хороших и верных товарищей, живущих в соседнем дворе». Всё это так, но
всё-таки я думаю немного по-иному.
Родина начинается с твоих родителей, матери и отца. Там, где они
родились и прожили всю жизнь, там, по моему мнению, и есть твоя Родина.
Для меня Родина – это то место, где я родилась и расту, где живут мой папа и
моя мама. Где бы я ни была, я всегда рада вернуться в свой родной город, в
свой дом, где мы чтим семейные традиции и где нас научили любить свою
страну – Россию.
Я расту, взрослею и, конечно же, мечтаю. Мечта – это то, чего каждый
из нас хочет больше всего на свете. Она есть у каждого! Мечты и цели не
дают нам опускать руки и помогают идти только вперёд. Я очень хочу
рассказать Вам о моей самой большой мечте.
Я родилась в самом прекрасном городе на земле – Донецке. У каждого
человека есть место, которое он считает своим домом. Здесь легко дышится,
здесь всё знакомо и дорого с детства. Наш Донецк преодолел большой путь
от Дикого поля до современного Донецка – города-миллионника, центра
угольной промышленности, экономики и культуры. В прошлом город носил
имена Юзовка и Сталино. Свое название наш город получил от реки
Северский Донец, которая течет через север Донецкой области. Это очень
красивая, широкая и впечатляюще величественная река. Летом в ней хорошо
купаться, зимой – кататься на коньках. Река - наш помощник и наша
гордость. Донецк – крупный промышленный и финансовый центр, его еще
называют «шахтерской» столицей, так как в нем 24 шахты. Российский
ученый Дмитрий Менделеев провел в нашем городе 3 месяца в 1888 году. И
потом написал: «Я был поражен неисчерпаемых богатством этой земли ...»
Многие дончане, мужчины и женщины, работают в области угольной
промышленности. Но люди нашего города не только учатся и работают. Еще
они любят отдыхать с семьями и друзьями - гулять по улицам, ходить в
музеи, парки, кинотеатры и театры. Мы очень гордимся мемориальным
комплексом в центре города, парком кованых фигур, которому нет аналогов
во всём мире, памятниками и скверами... В городе три театра: оперный,
драматический и театр кукол. Наш город, вне сомнений, является культурной
столицей. Филармония имени С.Прокофьева, музеи, консерватория,
планетарий, цирк, кафедральный собор, а также крупнейший ботанический
сад – и это далеко не весь список культурного наследия Донецка.
Неотъемлемой частью города, вне всяких сомнений, является его
окраина – многострадальный Петровский район. Почему многострадальный?
А потому что с начала боевых действий на Донбассе именно он стал живым
щитом города, его непокоренным рубежом. Вот уже 9-й год идёт война, но
район упорно продолжает жить, его жители ежедневно трудятся на руинах
разбитых шахт, школ, больниц... О Петровском районе и мужестве его
простых жителей можно рассказать много. Например, о том, как началось
развитие угольной промышленности на Вознесенско-Карповском руднике...
А началось всё в далёком 1722 году, когда экспедиция из пяти человек
отправилась на Дон в район казачьих городков, близ реки Кундручья –
притоке Северского Донца. Именно так и был обнаружен уголь на Донбассе.
Но первые упоминания о Вознесенке-Петровке встречаются в 1749-1759гг.
Трудно не процитировать слова и книги «История Донецкой Петровки»:
«Любимая Петровка – это целый мир радости, торжеств и страданий, в
котором есть труд на шахтах, заводах и фабриках, радость в клубах и
дворцах, веселье и печаль на улицах и в многолетних красивых садах, парках
и посадках. Наш горняцкий край – это шахтёры, свет и тепло...»
Я хочу подробнее остановиться на одном историческом и культурном
объекте Петровского района. Одна из достопримечательностей района – это
Дворец культуры имени Петровского, находящийся на улице Архитекторов.
Дворец культуры им. Петровского был построен в далёком 1928 году и
пережил не одну войну. Можно смело сказать: он не раз поднимался из
пепла! Интересный факт: после Великой Отечественной войны разрушенный
Дворец восстанавливали вместе с местными жителями и пленные немцы.
Какую же историческую ценность он несет? Для жителей района, да и
всего города, Дворец культуры – это связь поколений. Нерушимая связь тех
людей, которые его создавали, строили, восстанавливали здание после
войны. Дворец – это простые советские дети, ходившие на кружки вокала,
хора и танцев и мы, живущие сейчас. Можно бесспорно утверждать: Дворец
культуры – это наше культурное наследие.
Как же Дворец культуры имени Петровского связан с традициями
моего народа? В советское время возле Дворца Культуры проходили парады,
демонстрации, митинги.... ДК - это живое сердце моего района. Лично для
меня, Дворец культуры имени Петровского – это и есть история нашей
необъятной Родины.
Мой город очень гостеприимный и искренний. Я люблю свой город за
его красивые улицы, бульвар Пушкина, площади, парки и скверы. Особенно
хорош мой город весной. Нежная зелень листьев, мягкая молодая трава на
газонах делают его молодым, веселым и по-особенному молодым,
блестящим. Солнце заливает чистые широкие улицы, отражается в
разноцветных витринах, сверкает в окнах стройных многоэтажек. Город
расцветает. Яркие, пестрые вывески магазинов, бутиков, салонов не дают
скучать прохожим.
Мой город растёт. Каждый день можно увидеть что-нибудь новое.
Строятся дома и церкви, реставрируются памятники архитектуры. Город
меняется с каждым днем. Сегодня он уже совсем не похож на Донецк 2000-
ного года… Он вырос вместе со мной, и именно поэтому он такой родной и
близкий, как друг, которого знаешь много-много лет. Жители города
прилагают много усилий, чтобы вокруг было уютно и красиво. Донецк
знаменит своими розами, которые радуют взгляд с начала лета и до поздней
осени…
Тридцатого сентября две тысячи двадцать третьего года мы наконец-то
вернулись домой – в Россию. Мы очень долго ждали этого момента!
Можно бесконечно много говорить о родном городе… Он многое пережил,
но всё выстоял и стал ещё сильнее. Он – непобедим. Именно за это я и
люблю свой Донецк!
О чём же я мечтаю?.. Всё очень просто: я мечтаю, чтобы наконец
наступил долгожданный мир и в стенах нашего родного Дворца культуры
имени Петровского снова был слышен детский смех и звучали красивые
песни. Я мечтаю, чтобы дети общались друг с другом не онлайн, а по-
настоящему, чтобы каждый мог проводить с пользой свой досуг и не боялся
выйти из дома. Мне 14 лет – из них 9 лет я живу в военное время.
Я мечтаю, чтобы закончилась война.
Мир – обязательно наступит. И о нашем Дворце культуры ещё услышат
во всей России и далеко за неё пределами. Я в это верю!
_________________________________________________________________
Бордаков Александр
Нет ничего ценнее человеческой жизни
"Донбасс никто не ставил на колени и никому поставить не дано…» -
эти строчки стихотворения Павла Беспощадного знают все дончане. В 2023
году Донбасс отметил знаменательную дату – 80-летие освобождение нашего
края от немецко-фашистских захватчиков. О Великой Отечественной войне
написано немало произведений, снято множество фильмов… Горечь и скорбь
до сих пор живут в сердцах людей. Война – это тяжелое время, которое
уносит жизни невинных и рушит целые города. Это ужасающий факт.
Давайте знакомится. Меня зовут Александр. Я родился в городе
Донецке. Из своих 15 лет я 9 лет живу в военное время. Поверьте, это сильно
отразилось на моём мировосприятии. Просматривая военные фильмы, сами
собой всплывают воспоминания моего небольшого, казалось бы ещё,
прошлого… Кадры из фильма в фильм терзают меня все сильнее и сильнее:
у меня возникает эффект дежавю. Словно это пережитки прошлого, которые
крепко вцепились в мой рассудок. Вцепились – и не отпускают. Смотрю
фильм, а на экране кадры бомбежек мирных городов. Смотрю, как на экране
люди прячутся в собственных домах и надеются, что в их дом не попадет
снаряд. Просто, казалось бы, смотрю фильм – перед глазами воспоминания…
Вспоминаю свой родной город – Донецк, свой небольшой окраинный (а
теперь всё чаще говорят – прифронтовой) Петровский район. Мысли как
наяву.
2015 год. Очередной обстрел жилых районов, под который попадает и
мой. 20 января того страшного года вражеский снаряд прилетел и в крышу
моего дома. Всё как в фильме – всё наяву. Но на этом флешбеки не
прекращается, практически через каждый кадр видны очертания нашего
будущего. Такого далёкого и такого близкого.
Моментами я возвращаюсь в сознание и понимаю, что всё проходит,
что за прошлым всегда стоит будущее. Вернувшись мысленно в эпоху
Великой Отечественной, я вспоминаю о пережитом нынешнем времени и
ужасаюсь тому, как же сильно оно совпадает с прошлым! Словно написан и
разыгран один и тот же сценарий. Можно приводить бесконечно много
примеров, строить цепочки и делать выводы, но оно всё равно приведет к
одному и тому же – за прошлым всегда следует будущее. Оглядываясь на
старые примеры, мы видим ту же картину, что и в настоящем. А значит
Победе – быть!
Когда-нибудь, лет через пятьдесят, мои внуки услышат много
противоречивых историй о нынешней войне… А я, в свою очередь,
расскажу им о том, что нет ничего ценнее человеческой жизни, нет ничего
важнее мира и смеха счастливых людей. Теперь я это знаю наверняка.
__________________________________________________________________________
Селезнёва Аделина
Горжусь говорить на русском!
Русский язык является государственным языком Российской
Федерации и одним из шести официальных языков Организации
Объединённых Наций. Язык общения миллионов русских людей и
представителей других национальностей, живущих на территории России и
вне её, ‒ «великий и могучий русский», говоря словами Тургенева.
Мой родной язык – русский. Это язык, с колыбельными на котором я
выросла, Язык, сопровождающий меня с раннего детства. Это мой язык. Он
стал не только моим первым средством общения с окружающим миром, моей
ниточкой, связавшей меня с миллионами русских людей. Русский язык - моя
национальная идентичность.
Русский, с его богатой историей и обилием, разнообразием слов и
выражений, всегда занимал важное место в моей жизни. Я чувствую особую
связь с русским миром, русской культурой и духовностью. Восхищаясь
красотой и глубиной русской речи, я глубже интересуюсь жизнью русских
людей – ведь сколько ещё неведомого мне предстоит узнать!
Язык живой. Мы с ним похожи… Он эмоционален, как и я. Каждое
слово, каждая фраза имеют свою историю и свою энергию. С помощью языка
я могу передать свои мысли, чувства, выразить себя и узнать что-то
сокровенное о других людях. Красоту и глубину произведений русской
литературы и искусства я также познаю и впитываю посредством языка.
Для иностранцев русский – загадка. Это не самый лёгкий язык,
бесспорно. Множество грамматических правил и исключений, которые
порой трудно запомнить и правильно применять, и создают определённые
трудности в изучении русского как иностранного. Но для меня он родной.
Это, повторюсь, мой язык. И я действительно горжусь тем, что говорю на
русском языке. И говорю – свободно!
______________________________________________________________________
Францева Александра
Город продолжал жить!
80-летие снятия блокады Ленинграда – это великая и одновременно
трагическая дата. Блокада – одно их самых страшных событий Великой
Отечественной войны. Блокада Ленинграда длилась с 8 сентября 1941 года
по 27 января 1944 года. 872 дня город на Неве был окружен вражескими
войсками.
Фюрер немецкого народа, Адольф Гитлер, ненавидел город, названный
в честь В.И. Ленина, и поклялся его уничтожить, стереть с лица земли.
В сентябре 1941 года Ленинград был окружен с трех сторон германскими и
финскими войсками. Город страшно, ежедневно и еженочно, обстреливался
артиллерией и авиацией. Уничтожались заводы и фабрики, склады
продовольствия и культурные объекты… Были перерезаны все основные
пути сообщения.
Но самым страшным стал начавшийся в Ленинграде голод. Голод
посреди зимы. Норма хлеба для пенсионеров и детей составляла ничтожно
мало – 150 граммов на человека. Но и назвать это хлебом было нельзя! Почти
наполовину он состоял из ранее несъедобных вещей.
К голоду прибавился холод: эти зимы в блокадном Ленинграде были
особенно холодными, а дров было очень мало. Высокая смертность била все
рекорды: люди умирали в квартирах, на улицах, в очередях… Мертвые тела
не успевали хоронить. Но Ленинград не сдавался: люди продолжили
работать, жить. Город продолжал жить! В городе работали музеи, театры,
библиотеки, концертные залы. Город поставлял фронту оружие, снаряды и
одежду.
Единственная трасса, соединяющая Ленинград с неоккупированной
территорией, проходила по Ладожскому озеру. Летом – буксирами и
лодками, зимой – по льду. Но продуктов и необходимых городу вещей много
перевезти не получилось. К тому же, "дорога жизни" обстреливалась
фашистами, и многие лодки и машины шли ко дну. Через "дорогу жизни"
эвакуировали из Ленинграда детей и стариков.
Но Ленинград выстоял и дождался Победы. 27 января 1944 года
блокада была снята. В этот день был самый настоящий праздничный салют!
Закончилась девятисотдневняя осада города! Города, защитники и жители
которого стали примером мужества, стойкости и победы духа над холодом,
голодом и всеми людскими бедами...
Всем нам, живущим сегодня, нужно и важно оберегать историческую
память, помнить о тех страшных и героических событиях, которые
произошли с нашими предками, и не позволять современным "историкам" –
поклонником Запада – переписывать историю в угоду своим сегодняшним
интересам.
__________________________________________________________
Кутырева Алина
Моя страна
Моя страна! Ты - звон колоколов.
Ты - вкус воды: колодезной и чистой.
Моя страна! Ты гладь лугов,
И звук реки: бурлящей, быстрой..
Под шёпот закудрявленных берёз,
Гуляю по родной марийской роще.
А выйдя на крутой речной утес,
Смотрю, как Волга подо мною ропщет…
Могущество бескрайнее лесов
Глаголет мне о смене поколений.
А вот Байкала ледяной покров,
Напоминает озеро забвений.
В горах мы можем отыскать себя:
Свобода там и царствие покоя.
А до вершины Эльбруса дойдя,
В себе способны разглядеть героя.
Богатство мегаполиса манит
И молодежь бежит туда за деньги.
А есть и те, кто жизнь боготворит
В спокойной и уютной деревеньке.
Наш человек: комбайнер, тракторист.
Он на заводе делает детали.
Сантехник. Инженер. Геодезист.
И трудится совсем не за медали.
И творчества у русских не отнять.
Актерство, танец и литература.
Науку тоже стали развивать,
Но впереди планеты всей культура.
За воспитание спасибо матерям.
Отцам - за цели, смыслы, ориентиры.
Семья даёт надежду, веру нам,
И учит деток пониманию мира.
Народы разные - и вроде мир иной,
Традиции, обычаи, обряды..
Но каждый житель дорожит страной.
Россия - отчий дом. Ему мы - рады.
А воины - достоинство страны.
И армия - величие державы.
Нет государств, что будут нам равны,
Героям нашим - вековая слава!
___________________________________________________________
Бурундукай Артыш
Письмо российскому солдату
«Окна, пустая улица, фонарь потухший
Гори свеча, и слезы на щеках опухших
Всемогущий, спаси, сохрани и убереги.
Вдоль дорог солдат сквозь бури идущих.
Дорогой, любимый, родной.
Возвращайся скорее домой.
Мой сынок, моя надежда, опора.
Жду тебя, не жалея заплаканного взора».
______________________________________________________
Симаков Алексей
Патриотизм – душа народа…
«Союз наш вечный, Союз нерушимый
В народе несметная сила сражений былых
Ветеранов рассвет.
Летит сквозь годы
Вам советский привет!»
________________________________________________
Трофимов Филипп
Народ и армия – едины!
«Народ и армия-едины!
Отцы, сыны, герои – живы
За мир, свободу, за Россию!
Пока мы вместе, за нами сила.
И в день, когда закончится война.
Я буду вторить невзначай
Ура, товарищи! Мы несокрушимы.
За спинами бойцов непоколебимый край.
Заклинаю во веки веков
Себя берегите, свои силы
Спасая Отчизну свою
Возвращайтесь скорее живыми на Родину в полном строю».
______________________________________________________________
Муравьёва Анна
Учитель- профессия героическая
Жизнь была прекрасной и счастливой,
Но внезапно грянула война.
И, сменив костюмы на шинели,
В бой с врагом ушли учителя!
78 лет назад закончилась Великая Отечественная война.
Но сказать, что «срок войны вышел по причине давности», нельзя: раны, нанесенные
войной, остаются на много лет вперед.
Все меньше остается участников войны, тех, от кого наше поколение могло бы узнать,
какой она была эта страшная война, а не просто прочитать в книге или посмотреть фильм.
Вспоминая подвиги солдат, нельзя забывать и подвиг простого народа: стариков, женщин,
детей – всех, кто заменил мужчин у станков, на колхозных полях, тех, кто продолжал
учить детей в школах, выполняя свою главную работу по воспитанию подрастающего
поколения.
В годы Великой Отечественной войны немало учителей воевало на фронте, проявляя
героизм, с оружием в руках сражаясь с врагом. Многие были награждены орденами и
медалями, многие пали смертью храбрых в борьбе за освобождение родной земли от
фашистов.
Но не менее героическим был и труд педагогов в тылу. Трудно было всем, но школы
работали. Не хватало учебников, писали на полях газет, на клочке бумаги, но уроки
велись. Учителя трудились честно, часто на износ. Голодали вместе с учениками,
жертвовали своей жизнью. Разве это не подвиг?
Всем известно имя главного героя повести Василия Быкова «Обелиск». Сельский учитель
Алесь Иванович Мороз добровольно сдался немцам, и это не было предательством. Мороз
не оставил своих учеников, приговоренных к смерти за диверсию. По дороге к месту
казни учитель отвлек конвоиров, и одному мальчишке удалось сбежать и выжить.
Подвиг другой учительницы, Матрены Исаевны Вольской, долгое время был никому не
известен. Ей, комсомолке-разведчице, было поручено руководство операцией «Дети».
Вместе с двумя помощницами Матрена Вольская вывела с оккупированной Смоленщины
более 3000 детей, спасла им жизнь. В 1942 году немцы планировали карательную
операцию, хотели вывезти детей и подростков в Германию — для работы на
промышленных предприятиях Третьего Рейха и в качестве прислуги для арийских господ.
Тогда было принято решение – эвакуировать детей тыл.
Предстояло пройти около 200 километров через леса, болота и минные поля. По пути к
колонне примыкали другие дети. Матрене не удавалось отдохнуть, во время привалов она
отправлялась вперед, чтобы разведать дорогу, найти брод. Переход был сложный, но дети
были спасены, хотя и не добрались до запланированного места. Слишком много сил
потеряли. Детей принял город Горький.
Сама Матрена осталась учительствовать в Горьковской области. Жила скромно, никому
не рассказывала о той операции. О ней узнали только в 1975 году, во время подготовки
передачи к 30-летию Победы нашлись участники этого трудного похода.
Героический поступок Матрены Вольской так и не был отмечен государственными
наградами, но это настоящий подвиг, ведь спасено более 3000 жизней!
Я узнала о подвиге Матрены Исаевны Вольской в прошлом году, участвуя в мероприятии,
которое проводилось в рамках проекта «Каждый шаг для жизни!». Память о подвиге
Матрены и ее подруг будет жить вечно в наших сердцах.
В музее нашей школы собраны и бережно хранятся материалы об учителях-фронтовиках.
На фронт в разные годы войны из педагогического коллектива было призвано восемь
человек. Четверо из них не вернулись, погибли, проявив геройство и мужество.
Вот описание подвига из наградного листа к ордену Красной Звезды Веселкова Николая
Николаевича: «В ночь на 16 июля 1944 года, выполняя задание на бомбардирование
живой силы и техники противника в пункте Новы Двур, экипаж, не доходя до цели,
обнаружил на станции Веланы воинский эшелон противника. Умело зайдя на цель,
экипаж сбросил 4 бомбы на эшелон. В результате прямого попадания был вызван сильный
взрыв с образованием огромного очага пожара, который продолжался в течение всей
ночи. Пламя распространилось на стоявшие рядом два эшелона…» . Он вернулся с фронта
и продолжил учить детей.
Баскакова Анна Александровна работала учителем начальных классов в Белышевской
школе.
В 1941году вместе с учащимися старших классов была на строительстве оборонительных
рубежей в Горьком. В 1942 году призвана в Красную армию, служила до конца войны.
Педагоги нашей школы внесли свой вклад в Победу, а вернувшись с войны, они
посвятили себя нелёгкому, но нужному делу – воспитанию детей, часто жертвуя своим
отдыхом, личной жизнью.
Учителя достойны нашей благодарной памяти!
_________________________________________________________________
Цыганова Лидия
Операция «ДЕТИ»
В годы Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов от рук фашистов пострадало очень много
людей. Немецкий враг не щадил ни детей, ни взрослых. Оккупанты массово использовали
детскую кровь, чтобы спасти жизни своих солдат. Сгоняли маленьких ребятишек в лагеря, где
заставляли работать и почти совсем не кормили. Детям в таких лагерях давали по 70 грамм
черного хлеба самого плохого качества. Нацисты зверски убивали матерей вместе с детьми.
Представьте, сколько детей погибло от рук немецких захватчиков в то время. Но всегда
находились люди, которые стремились сохранить детям жизни.
Вы знаете, кто такая Матрёна Исаевна Вольская? Матрёна Исаевна – учительница начальных
классов, двадцатичетырёхлетняя девушка в 1942 году. Наверное, когда она была ребёнком, не
могла подумать, что станет героем.
Какой подвиг она совершила? Расскажу подробнее. Летом 1942 года Матрёна Исаевна смогла
спасти от смерти более трех тысяч детей. Операция проходила в Смоленской области, Мотя –
позывной Матрёны Исаевны— должна была перевести детей с оккупированных территорий в тыл.
Конечно, я раньше слышала, что область, в которой живу, принимала в эвакуацию людей, но эту
историю узнала около двух лет назад. Считаю, она достойна внимания, потому что неизвестно, как
могли сложиться судьбы смоленских детей, если бы не М.И. Вольская. Вполне вероятно, что они
могли пострадать при бомбёжке, их могли угнать в концлагеря…
Операцию по спасению назвали «Дети». Думаю, что название передаёт весь масштаб этого
события. Сам факт, что в оккупации люди не только уходили в партизанские отряды, чтобы бить
врага, но и думали о детях, передаёт их веру в победу, веру в будущее страны. Если бы Мотя не
осуществила этот тяжелый переход, то 3000 детей могли просто погибнуть. Конечно, родители
переживали, но понимали, что это шанс выжить.
К началу операции Вольская уже имела орден Красной Звезды за партизанскую операцию, то есть,
несмотря на молодость, была смелым и решительным бойцом. Мало кто знает, что Матрена
Исаевна сама во время перехода носила под сердцем ребёнка.Батя (позывной командира
партизанских отрядов) в помощь молодой учительнице выделил двух человек – молодых девушек
Варвару Полякову и Екатерину Громову. Вместе девушки должны были обеспечить безопасную
эвакуацию детей.
23 июля начался переход из деревни Елисеевичи до станции Тороповец. Детей старше десяти лет
(маленькие могли физически не вынести такой тяжелый переход) собрали и разделили на отряды.
Впереди, как командир, шла М.И. Вольская, а замыкала процессию медсестра Громова, она
помогала самым маленьким.
Разведка донесла, что на пути эвакуации колонну ждут немцы, поэтому путь пришлось изменить.
«Детская армия», которую враг пытался захватить, свернула в сторону болот. Немецкие
истребители пытались расстрелять колонну детей. К счастью, почти никто не пострадал. Фашисты
преследовали безоружных детей!
5 августа ребят посадили в поезд. Долго решалось, где именно остановится состав. Добро дал
Горький (Нижний Новгород). Детей на станции встречали врачи. Все 3225 детей были живы! М.И.
Вольская, В. Громова и Е. Полякова спасли всех!
Совершив самую большую операцию по спасению детей, Матрёна Исаевна всю жизнь провела в
Горьковской области, работала учителем.
В конце 2022 года в нашем районе проходила встреча с ученицей М.И.Вольской, она рассказала
много интересного. Я смогла задать ей вопрос: «Чему научила Вас Матрёна Исаевна?» Ответ был
короток, но ясен: «Не сдаваться, бороться до конца!»
Я думаю, что Матрёна Исаевна – пример отваги, мужества и безграничной скромности. Она сама
никогда не афишировала свое военное прошлое (по словам ученицы). Матрена Исаевна смогла
спасти 3225 детей, она сохранили им детство! Это настоящий подвиг во имя жизни!
В годы Великой Отечественной войны захватчики совершали страшные преступления по
отношению к мирному населению. Дети страдали больше всего, потому что не могли вынести все
тяготы военного положения. Сколько детских жизней унёс навсегда блокадный Ленинград…
Сколько погибло под бомбами, сожжено заживо, замучено в концлагерях. Сколько лишились
родителей… Дети войны не видели счастливого детства, его украла война.
Считаю, что надо хранить память о людях, которые спасали детей во время Великой
Отечественной войны. Они тоже сражались с безжалостным врагом, лишая его возможности
уничтожить будущих граждан нашей Родины.
_____________________________________________________________________________